Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[27.06.2011]   БЕЛОРУССКИЕ ЭТЮДЫ: ДОРОГИ И БЕНЗИН

     Можно смело утверждать, что дороги являются кровеносной и нервной системой любой страны, и состояние этой системы весьма наглядно демонстрирует как работоспособность экономического организма, так и нравственное здоровье общества. Поэтому так же смело можно говорить о том, что Беларусь, в отличие от многих соседей, сохраняет «свежесть лица» невзирая ни на какие «перестройки», капиталистические уклоны и прочие форс-мажоры последних двадцати пяти лет.

 

   Всю республику с востока на запад пересекает автомагистраль высшего класса — продолжение нашего Минского шоссе. Но если по России идёт обычная дорога, повторяющая все изгибы рельефа, по которой двигаться можно со скоростью не более 90 км/ч не только потому, что правила ограничивают, но и из-за опасения оставить в некоторых местах подвеску, то почти сразу же после пересечения условной российско-белорусской границы перед автомобилистом раскрывается великолепное шоссе, по которому разрешено «лететь» на скорости 120 км/ч. Все деревни и городки отгорожены от дороги или стоят в сторонке, так что и скорость не нужно сбрасывать, и опасности пешеходам не создавать.

 

                Белорусские дороги, автомагистраль Москва--Брест. Фото В. Белко.

                          Это только половина трассы. Встречные полосы находятся слева, за разделительным газоном.

 

   На всём протяжении автомагистрали достаточно мест отдыха, оборудованных беседками и скамейками, туалетами, а часто и пандусами для осмотра и самостоятельного мелкого ремонта автомобилей.

 

                Места отдыха на белорусских дорогах. Фото В. Белко.

 

 

                Автобусные остановки на белорусских дорогах. Фото В. Белко.

 

   Следует сказать, что в советское время некоторые автомагистрали от столицы республики Минска не были доведены до конечных пунктов, а в постперестроечное время денег на их строительство уже не хватало. Но те шоссе, которых не коснулась реконструкция, содержатся в приличном виде, и основным их недостатком является небольшая ширина, характерная для обычных межрайонных дорог.

 

   Белорусская часть автодороги Москва—Брест, несущая на себе основную нагрузку автомобильного трафика из Европы в Россию и обратно, является платной, но платить надо за проезд конкретных участков. Например, на протяжении первых 250 км мне приходится на двух пропускных пунктах платить по… 50 евроцентов, то есть по 20 российских рублей. Согласитесь, не жалко заплатить 16 копеек за километр прекрасной дороги. Тем более что эта дорога — единственная в республике, за которую надо платить. И ведь хватает этих копеек на содержание дорожных служб и самой дороги! А уже от Минска мой путь лежит на юг республики, на родное Полесье, по дорогам другой категории, но неизменно ровным и обустроенным.

 

                  Белорусские дороги. Фото В. Белко.

 

 

                Река Припять в среднем течении, г. Туров (фрагмент карты Гугль).

 

   Чего заметно меньше на белорусских дорогах, так это бензозаправок. Тут уж подмосковного избытка нет, но, тем не менее, расставлены они равномерно по трассе, и среднее расстояние в 50 км между ними нельзя считать критическим для внимательного водителя. Главное в другом: где бы вы ни оказались — в столице, областном центре или отдалённой деревне — везде будет одно и то же высокое качество бензина и одна и та же цена.

 

   О качестве бензина надо ещё сказать, что оно регулярно контролируется выездными государственными инспекциями, и горе тому продавцу, на чьей бензоколонке будет обнаружен плохой бензин.

 

   Теперь о цене.

 

   Тот вой, что поднялся недавно в российских средствах массовой информации по поводу повышения цен на белорусский бензин и связанных с этим протестных акций части населения, представляется по меньшей мере конъюнктурным, а значит — необъективным и даже враждебным по отношению к белорусскому государству.

 

   Согласиться можно только с одним: любое повышение цены на что бы то ни было для населения есть фактор неприятный и раздражающий. Это аксиома. Но давайте посмотрим чуть шире.

 

   Например, весь прошедший год цена 95-го бензина в Беларуси держалась на уровне 3750 бел. рублей за литр. При этом курс белорусского рубля по отношению к российскому колебался приблизительно чуть выше отметки 100:1. То есть все, заправляя свои автомобили бензином А-95, платили  в среднем 37,5 российских рубля за литр (а те, кто заправляют распространённые в Беларуси машины дизельным топливом, по моим наблюдениям, весьма и весьма охотно покупают ворованную с государственных и коммерческих машин солярку).

 

   Теперь, после нескольких резких колебаний, цена 95-го бензина остановилась на отметке 4500 белорусских рублей. Но при этом отношение белорусского рубля к российскому уже составляет 175:1. Простой подсчёт показывает, что 95-й бензин в Беларуси стоит сейчас меньше 26-ти российских рублей. А мы в Одинцове покупаем такой же — за 29 рублей! 

 

   Но простой арифметический подсчёт не совсем корректен, ведь надо учитывать доходы населения, покупающего по той или иной цене бензин и другие товары, в цену которых включена цена этого же бензина.

 

   И в этой связи в первую очередь надо говорить о доходах тех белорусов, которые получают их благодаря двойной разнице в цене бензина. Например, если сегодня в Беларуси 95-й стоит €0,642, то в Польше он же «тянет» на €1,275. Естественно, что нашлось немало приграничных дельцов, устремившихся неограниченное число раз пересекать белорусско-польскую границу с полными баками и массой канистр в багажнике. Для них это «бизнес», но нельзя отказать и государству в праве пресекать подобный бесконтрольный вывоз относительно дешёвого бензина, ведь интересы экономики страны гораздо важнее. Своей нефти у Беларуси мало и она малопригодна для перегонки на бензин. А соседские поставки, как показывает практика, порой боком выходят как населению, так и властям.

 

   В. Белко

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::