Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[04.10.2009]   ВОТ «ОГИНАВТОВ» НАМ И НЕ ХВАТАЛО!

    На прошлой неделе общественность облетела весть о подписании соглашения о «взаимодействии в области использования результатов космической деятельности» между Роскосмосом и Одинцовским районом. Сие беспрецедентное, по утверждению самих организаторов, мероприятие получилось весьма представительным, с участием первых лиц: руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова и главы Одинцовского района Александра Гладышева.

 

    Прочитав соглашение между Роскосмосом и Одинцовским районом и «развивающее тему» соглашение между подведомственными структурами, соответственно: ОАО «НПК «РЕКОД» и Одинцовским гуманитарным институтом, убеждаешься, что сказано там много, как бы по-деловому, но очень уж обтекаемо и туманно — так, чтобы спустя некоторое время легко можно было всякое лыко вставить в строку «позитивных изменений».

 

    Естественно, стороны «руководствовались решениями Президента России» и озабочены «необходимостью концентрации усилий и ресурсов на решении приоритетных социально-экономических задач развития муниципальных образований». Как говорится, «не корысти ради, а токмо волею…» 

 

    Поэтому бесполезно спорить с текстом соглашений или самим фактом их подписания. Тем более, что не ретрограды же мы безнадежные — понимаем, что космос это передовой рубеж науки и технологий, и шанс залучить к себе в друзья такое солидное ведомство дается не каждому району в огромной России. И уж тем паче молодому непрофильному институту, ради которого, как мне представляется, с нашей стороны и затеяна вся эта приземленно-космическая операция... Только «в коня ли корм?»

 

    Роскосмосу кровь из носу необходимо не мытьем, так катаньем внедрять и переводить на коммерческие рельсы чуть не провалившийся проект ГЛОНАСС. Одинцовскому гуманитарному институту нужны хоть какие-то технические или хотя бы только называющиеся таковыми специальности, чтобы в скором времени попробовать получить статус университета. Новое соглашение дает определенные шансы в этом направлении, ведь заявлено ни много ни мало — «создание Центра космических услуг на базе АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт» для оказания навигационно-информационных и других космических услуг органам муниципального управления, юридическим и физическим лицам».

 

    Но до новой аккредитации еще долгая дорога, а в дороге, как известно, хочется кушать. Бесконечно за казенный счет «повышать квалификацию» муниципальных служащих в так называемой «Высшей школе бизнеса» при ОГИ невозможно, значит, надо было придумать такую вязкую тему, чтобы уж надолго обеспечить себе фронт работы и кусок хлеба, даже когда, не дай бог, не будет возможности напрямую использовать ресурсы района.

 

    Современные космические технологии навигации и контроля давно уже не дефицит на рынке. И частные лица, и предприятия ставят на свои автомобили различные датчики, помогающие контролировать перемещение агрегатов и повышающие вероятность своевременного пресечения, например, угона. Поставить сотню-другую датчиков на машины муниципальной милиции или «Скорой помощи» можно было бы и без дорогостоящего соглашения с Роскосмосом.

 

    Но что можно получить от разовой акции в материальном выражении? Сущие копейки, способные оскорбить благородный образ двух крупных двигателей прогресса. Поэтому одной из основных целей подписанного соглашения определено «формирование текущей и перспективной потребности в специалистах в области использования результатов космической деятельности, разработка на этой основе заказа на подготовку таких специалистов».

 

    Вот так! У нас еще и потребности нет в этих услугах и специалистах по этим услугам, а нас убеждают в том, что скоро у жителей района возникнет не просто потребность, но и вовсе зависимость от вышеупомянутых высоких технологий. Хотя, в общем, и не убеждают, а просто ставят перед свершившимся фактом.

 

    В это же самое время, когда гуманитарный институт потирает руки в предвкушении большого пирога, районное Управление образования сокращает педагогов и урезает бюджет общеобразовательных программ. Почему ж такое происходит?

 

    Потому что глава нашего района Александр Гладышев выступает сразу на двух образовательных фронтах: с одной стороны, он отвечает за состояние общего образования в муниципальных учреждениях, а с другой — является президентом гуманитарного института, не являющегося муниципальным учреждением. Тут уж кому он отдаст предпочтение — тому и коржики.

 

    По соглашению с Роскосмосом, Одинцовский район обязуется взять на плечи своего бюджета 50% расходов. Столько же берет на себя и ведомство Перминова. Но последний тратит деньги федерального бюджета, а глава МУНИЦИПАЛЬНОГО района Александр Гладышев росчерком пера направляет, судя по всему, немалый финансовый поток в НЕ-МУНИЦИПАЛЬНОЕ образовательное учреждение, поскольку все космические договоренности будут реализованы именно при участии ОГУ(И).

 

    Иногда кажется, что ОГУ(И) в Одинцове существует как наглый кукушонок в маленьком гнездышке какой-нибудь трясогузки: чем больше его кормят недоуменные «родители», тем у него тушка и аппетит больше. И сколько еще подобных «огуительных» проектов нам суждено сообща оплачивать?

 

Высокие Договаривающиеся Стороны пока  не определились с денежным эквивалентом сотрудничества. Что так? Не знают, что вообще делать будут, или просто не хотят раньше времени дразнить общественность?

 

    Смущает пункт соглашения о конфиденциальности информации, подпадающей под определение «коммерческой тайны». Позвольте, какая «коммерческая тайна», если та и другая сторона предполагают расходовать бюджетные деньги: Перминов федеральные, а Гладышев — муниципальные?

 

    «Роскосмос», тратя бюджетные деньги, получает свои дивиденды уже от того, что имеет возможность создавать хотя бы видимость «коммерциализации результатов космической деятельности» в доселе вяло развивающемся проекте ГЛОНАСС, ОГИ и его президент Гладышев получают конкретные деньги от этого соглашения. А что же собственно район получит от всего этого?

 

    «Подписанты» убеждают нас, что-де в результате внедрения подобной системы где-то там в Татарстане и транспорт лучше стал ходить-ездить, и жертв от этого транспорта многократно меньше стало. Возможно, и так, но Одинцовский район все же не Татарстан — масштабы не те. Основной поток автотранспорта идет по Минскому шоссе, но само шоссе и транспорт на нем очень малое отношение имеют к нашему району. У нас даже нет по-настоящему междугородного автобусного сообщения — многочисленные «маршрутки» можно не считать: все они, в основном, направляются в Москву кратчайшим проверенным путем. Подчинение у них не-муниципальное, да и не ездят они «налево».

 

    Остается транспорт милиции, медучреждений и некоторых других районных ведомств. Конечно, желательно было бы отследить, в каких кустах весь день простоял автомобиль с гаишниками, принося личную прибыль патрульным. Но думается, что с некоторыми проблемами можно было бы и менее затратным способом бороться. А то ведь недолго так дойти и до радиобраслета на ноге каждого дворника, чтобы видеть его перемещения по территории во всякую рабочую минуту — вместо того, чтобы просто техника-смотрителя на территорию послать или вовсе судить о качестве работы по конечному результату. Основные же потери нашего времени, горючего, нервов, а главное — несвоевременное прибытие в нужное место машин милиции или «Скорой» происходит из-за пробок. Например, тот, кто хоть изредка ездит на машине через железнодорожный переезд в Перхушкове — знает, что там стоят вместе с нами и автомобили с мигалками. Будут стоять и впредь, но теперь уже — запеленгованные спутником, а значит — их работа будет от этого лучше?

 

    Ожидаемый эффект от внедрения систем спутникового мониторинга транспорта, по предположениям участников соглашения, заключается в снижении потерь от хищений транспорта и грузов, нецелевого использования транспорта, экономии топлива и ГСМ за счет снижения пробега — и т. п. выгодах.

 

    Обещанные экономия топлива, страховых расходов или увеличение грузопотока находятся в пределах 10%. По Марксу, при этом проценте капитал «согласен на применение» — и только. Такую малозначительную экономию можно было давно получить, построив, наконец, эстакаду в 8-й микрорайон, чтобы весь идущий «на ту сторону» транспорт — в том числе и «Скорая помощь», и маршрутки — не делал многокилометровый крюк через Яскино или по Минскому шоссе. А ведь никто другой, а глава района прежде рьяно ратовал за это строительство и обещал в кратчайшие сроки его закончить.

 

    Или, например, так и не реализующийся проект соединения улицы Говорова с Подушкинским и Красногорским шоссе напрямую, в обход всё больше задыхающегося перепутья в районе того же ОГИ и Сбербанка. Таких «узких мест», требующих срочного хозяйского решения, в Одинцове и районе можно насчитать немало. Вот где реальная экономия скрывается до поры до времени! И не датчики решат накопившиеся проблемы, а реальное строительство транспортной инфраструктуры.

 

    На днях Владимир Путин участвовал в открытии моста, соединяющего Владимирскую и Нижегородскую область. Это новое сооружение перераспределит транспортные потоки, уменьшив трафик через Москву. А нет бы им вместо строительства моста просто повесить на каждую машину датчик!

 

    Анатолий Перминов сказал, что «органам муниципальной власти станет видно, каким образом используется служебный автотранспорт и насколько эффективно работают государственные службы». Стоило ли из-за этого огород городить? А чем тогда десятки лет занимались десятки же специалистов в разных управлениях, комитетах и отделах Одинцовской администрации: по землепользованию, экологии, промышленности, транспорту, связи — и т. д. и т. п.? Дурака валяли в ожидании космического чуда?

 

    Кроме помощи в решении транспортных проблем нам обещают мониторинг состояния зданий и сооружений в районе, чтобы предупредить техногенные катаклизмы. Пилотным проектом будет «Космический Дворец спорта» на примере «Волейбольно-спортивного комплекса» города Одинцово (кстати, это тоже интересная тема: «Волейбольный центр Московской области» как-то незаметно стал «городским» и перешел на финансирование из одинцовского бюджета). Думаю, что контролировать состояние недавно возведенных комплексов можно было бы и обычным «человеческим» способом.

 

    Но ожидать обычных методов и технологий там, где уже заявлена некая экстравагантная идея — вряд ли стоит. Одинцово с некоторых пор стало заложником «генераторов суперпроектов»: у нас всё самое большое, самое красивое, самое дорогое, самое...

 

   А может — и самое бестолковое?

 

    В. Белко

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::