ЖУРНАЛ «ИСКРЫ», ГОД ШЕСТНАДЦАТЫЙ
Иллюстрированный художественно-литературный журнал с карикатурами.
Выходит еженедельно при газете «Русское Слово».
№ 50, Воскресенье, 25 декабря 1916 г.
С. 393
На фронте.
Фот. А. В. Мартынова.
Стрелок у елки.
С. 394
Храм-блиндаж.
Дивизия за время войны много мест меняла, но почти всегда, даже при самой неблагоприятной обстановке, успевала отдать дань Богу и создать Ему дом молитвы. Всегда создатели походного храма вносили много вкуса и знания церковного искусства. Вот церковь на мельнице, где молитва читалась под аккомпанемент журчащей под полом воды; вот церковь врылась в живописный кудрявый холмик, где стены напоминали собой блиндаж, а вот церковь — шатер, раскинутый в уютной ложбинке в лесу, где молитва красиво сливалась со щебетанием певчих птиц и шумом рощи.
С особенным искусством и любовью устраивался алтарь. Переплет иконостаса вырубался из нетесаных, но гладких бревнышек сверкающей своей свежестью и белизной березы или узорчато-золотистой сосны. Украшался иконостас зеленью и цветами.
Своею примитивностью и вместе с тем художественностью наши походные церкви были трогательны и прекрасны.
Досадно было, что их нельзя было сохранить, как памятник войны.
Шт.-к. Б-скому, который постоянно руководил постройками походных церквей, пришла благая мысль устроить подобную же церковь постоянного типа, сохранив, однако, ее бивуачный пошиб. Работа закипела, и в какой-нибудь трехнедельный строк, как в сказке, вырос храм-памятник, который должен был напоминать катакомбу, блиндаж. Издали трудно узнать, что это — церковь: она глубоко врылась в холмик и слилась с ним, не тронув растущих на нем кустов. Только вход в катакомбу, выложенный дикими камнями, разворотившими одну сторону холма, и стильное, во вкусе древних билибинских церквей и дворцов, крыльцо да вышки на холмике, соответствующие куполам и увенчанные крестами, привлекают внимание своей необычной и своеобразной красотой. Стены и сложенный узор сводов вырублены из нетесанных стройных сосен. Темные блиндажные стены подчеркивают неожиданную белизну иконостаса. Этот иконостас и утварь церковная перенесены из полуразрушенной немецкими снарядами церкви близ самой позиции.
Собранные в алтаре осколки снарядов, осквернивших святыню, вставлены в рамы отверстия иконостаса и икон, пробитые этими же осколками. Бросается в глаза своей оригинальностью паникадило, устроенное из колючей проволоки и металлических кругов с припаянными к ним патронами, успешно исполняющими необычную для них мирную службу подсвечников.
Трогателен и характерен один угол храма, где собраны и выставлены в ряд крестьянские иконы: угол напоминает собой обычную божницу крестьянской избы белоруса.
С особой тщательностью, любовью и глубоким чувством красоты Б-ский отделывал придел храма, пещеру, где хранится добытая где-то «беженка»-рака с частью св. мощей.
В это хранилище мощей ведет из храма небольшой подземный ход, красивая решетка из подков с сияющей медной эмблемой Христа в начале подземного хода и створчатая резная дверь с архангелом на ней, как бы охраняющим огненным мечом вход в пещеру, создает впечатление таинственности и значительности, а сама пещера с мощами, покоящимися в пещере на каменном столе, подобном гробнице, под парчевым балдахином, мерцание лампады и страдающий лик Христа на фоне черного бархата задрапированной стены — оставляет неизгладимое впечатление таинственного покоя и молитвенного уюта.
Выстроенный при помощи простого топора, пилы и лопаты нашим серым солдатом, который все умеет и все сделает и «не может не знать» — незамысловатый, но красивый храм-катакомба — является первым памятником этой войны.
Придел в храме — памятник с св. мощами, спасенными неизвестным нижним чином при отходе армий.
Вход в храм-памятник св. Николая у дер. Д., Ошмянского уезда, построенный усердием и любовью чинов пех. дивизии.
Иконостас в храме-памятнике, перенесенный из полуразрушенной церкви села С.
<...>
С. 395
Наши герои.
Генерал-от-инфантерии И. П. Радкевич, орд. св. Георгия 4-й ст.
Генерал-лейт М. С. Тюрин, орд. св. Георгия 4-й ст.
Генерал-майор Н. М. Иванов, орд. св. Георгия 4-й ст. и Георгиев. оружие.
Генерал-майор А. С. Радовский, орд. св. Георгия 4-й ст. и Геор. оружие.
Два приятеля — оба с Георгиевскими крестами.
Генерал-майор В. А. Альфан, орд. св. Георгия 4-й и 3-й ст. и Георг. оружие.
Генерал-майор Н. Н. Колзаков, орд. св. Георгия 4-й ст.
Подпрапорщик Уваров, четыре Георгиев. креста и четыре Георгиевских медали, французскую и английскую медали.
Полковник Колчин, орд. св. Георгия 4-й ст.
С. 396-397 (разворот).
Рождество в изображении английских художников.

С. 396
Молитва.
Приготовление подарков папе.
У постели раненого.
Грезы у камина.
С. 397
«Большое наступление».
Танец детей союзников. Дети нейтральных государств смотрят на них с любопытством.
Грезы в окопе.
Рождественский подарок.
С. 398
На фронте.
Оркестр у штаба полка в праздничный день.
Силуэты войны.
Батарея в лунную ночь.
С. 399
Памяти севастоп. героя.
В Петрограде скончался старый севастополец, почетный опекун и бывший член Военного совета генерал-от-инфантерии Михаил Иванович Батьянов. Он родился в 1835 году. Получил образование в морском кадетском корпусе и поступил на военную службу в 1852 году. Уже в чине лейтенанта он принимал участие в севастопольской обороне. Затем М. И. перешел в сухопутную армию. Он участвовал в кампаниях 1852—54 (контужен), 1855, 1862—63 г., 1877—76 гг., когда получил орден св. Георгия 4-й ст. и, наконец, в русско-японской войне. В последней кампании М. И., как известно, командовал третьей армией. 7 декабря генерал Батьянов похоронен на кладбище Алекс.-Невской лавры.
Генер. М. И. Батьянов. Портрет из русско-японск. войны.
Смерть героя.
В Лесистых Карпатах погиб геройской смертью подпоручик Вячеслав Константинович Лукашевич (сын писательницы Клавдии Лукашевич). Покойный был артист и служил в Петрограде в Малом театре, затем мног играл в провинции. Это была необыкновенно способная, богато одаренная натура. Он обладал красивым голосом, прекрасно рисовал и удачно выступал на литературном поприще, написав несколько красивых стихотворений, рассказов и сценарий для кинематографа. В 1915 г. В. К. оставил сцену и поступил в военное училище и, окончив его, отправился на фронт. 15-го ноября он вел роту в атаку. Вражеская пуля попала ему в горло и задела голову. В. К. только успел сказать два слова: «Известите мою...». Затем он потерял сознание и через несколько часов скончался... Покойному было 27 лет.
Подпор. В. К. Лукашевич.
Кончина артиста.
14-го декабря в Солдатенковской больнице на 56-м году жизни скончался от нефрита артист Императорских театров Николай Петрович Домашев. Покойный в продолжение 28-ми лет был артистом московского Императорского балета. 12 лет назад он вышел на пенсию, оставаясь до последних дней преподавателем Императорского театрального училища.
В молодости покойный был известен как классический танцовщик.
Из его крупных ролей последнего периода можно назвать Квазимодо и Иванушку.
Н. П. Домашев в расцвете артист. деятельности в роли Иванушки.
Памяти композитора.
14-го декабря в Петрограде после продолжительной болезни скончался от уремии заслуженный профессор петроградской консерватории, композитор и музыкальный критик Николай Феопемптович Соловьев.
Покойным написаны три оперы: «Кузнец Вакула», «Корделия» («Месть») и «Домик в Коломне».
Из других произведений Н. Ф. Соловьева известны: симфоническая картина «Русь и монголы» (1870 г.), Слово о полку Игореве» (1873 г.), хор «Молитва о Руси», получивший премию на конкурсе русского музыкального общества в 1877 году, «Петровская кантата», симфоническая фантазия «Эй, ухнем», и много романсов и фортепианных пьес.
По желанию Серова, Н. Ф. Соловьев оркестровал последнее действие «Вражьей силы».
Покойный был также собирателем русских народных песен, из которых некоторые вошли в издание академии наук «Великоросс».
Автограф Н. Ф. Соловьева, сделанный для журнала «Искры».
Почта в окопы.
Шарж Sketch.
Поздравительные письма воинам.
С. 400
Сучава.
Среди других городов Буковины, доставшихся нам после вступления туда наших доблестных войск, одно из видных мест занимает Сучава, которая в XIV—XVI вв. была главным городом Буковины и резиденцией молдавский господарей и митрополитов. Город расположен на правом берегу реки Сучавы, которая здесь образует границу с Молдавией. Самой главной достопримечательностью города является большой каменный собор, построенный еще в XIV веке. При нем находится православный монастырь с гробницей патрона Буковины, св. Иоанна Нового, называемого еще Аккерманским и Трапезундским. К гробнице два раза в год собираются паломники до 20.000 человек. Гроб со св. мощами обносится по городу, при чем богомольцы сменяются у носилок каждые три шага. При приближении наших войск к Сучаве мощи св. Иоанна были перевезены в Вену, где они ныне и хранятся. В истории Сучава памятна походами польского короля Яна Альберта в 1494 г., малороссийского гетмана Тимофея Хмельницкого в 1648 г. и Яна Собесского в 1675 г. В этом же году город был взят и разграблен турками. В Сучаве находится резиденция восточно-армянского епископа Молдавии, основанная в 1551 г. Близ города расположен базилианский монастырь Драгомирна, построенный в 1602 году. В Сучаве раньше находили приют и наши старообрядцы и только впоследствии они основали свою резиденцию в Кринице.
Монастырь св. Иоанна, древняя резиден. буковинского православного митрополита.
Армянская церковь.
В главной церкви монастыря св. Иоанна.
Армянин из Сучавы.
«Замка», старинная резиденция армянского епископа.
Монастырь Драгомирна.
Развалины древнего замка Стефана Воеводы 1522 г.
Издатель Т-во И. Д. Сытина
Редактор Н. А. Астапов.
|