Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[08.12.2010]   ТОСКА ПО РОДИНЕ. № 47 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ», ГОД 1913-Й

ЖУРНАЛ «ИСКРЫ», ГОД ТРИНАДЦАТЫЙ

Иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами.

Выходит еженедельно при газете «Русское Слово».

№ 47, Воскресенье, 1 декабря 1913 г.

 

Тоска по Родине

Фот. А. И. Савельева.

Н. А. Шахов передает трогательный разговор, который он вел при свидании с П. А. Крапоткиным в Лондоне, где проживает наш маститый ученый. Лондонские доктора гонят его на зиму из Лондона на Юг. Но куда? В Швейцарию — нельзя, в Италию тоже, а во Францию не хочется. Н. А. Шахов посоветовал ему поехать в Крым, так как уже прошло три давности, 36 лет, с тех пор, как он принужден был покинуть Россию. П. А. грустно заметил: «Будь всеобщая амнистия, я бы немедленно поехал в Россию, поехал бы в Москву, в Гагаринский переулок, в Малый Власьевский. Взглянул бы там на дом, где я родился и провел детство. А потом дал бы своим костям успокоиться на горячо любимой родине». «Грустно смотреть, — говорит далее Шахов, — на этого всемирно известного человека, на это светило науки, на эту страшно сильную, могучую натуру, оторванную от родины».

 

П. А. Крапоткин. Портрет работы Н. И. Верхотурова. Фот. А. И. Савельева.

 

П. А. Крапоткин. Портрет работы Н. И. Верхотурова.

 

Дом Богдановича в М. Власьевском пер., прежде князей Крапоткиных.

 

Малый Власьевский пер., с домом (*), в котором родился П. А. Крапоткин.

 

С. 370

Фот. К. А. Фишер. «Севильский Цырюльник» в Большом театре. Ф. И. Шаляпин в роли дон-Базилио. В. А. Лосский (Бартоло). М. Н. Каракаш (Фигаро). Ф. И. Шаляпин (Дон-Базилио). А. В. Нежданова (Розина). А. М. Лабинский (Альмавива). 

 

«Севильский Цырюльник» в Большом театре.

Фот. К. А. Фишер.

В этом сезоне репертуар Ф. И. Шаляпина составляли лишь две оперы — «Борис Годунов» и «Севильский Цырюльник». В последней опере он выступил в Москве впервые, и понятно, что каждому хотелось видеть знаменитого певца именно во вновь созданной роли, дон-Базилио, где он так оригинален, прекрасен и велик, как велик и в других своих ролях. Вот почему случилось нечто небывалое в истории русского театра, лучше всего свидетельствующее об огромной популярности Шаляпина. Все афиши шаляпинских спектаклей дирекция Императорских театров снабдила следующим объявлением: «Во избежание повторения сбора многотысячной толпы у здания Большого театра, как это было вечером 18 октября, и в предупреждение беспорядка при продаже билетов на спектакли с участием солиста Его Императорского Величества Шаляпина, для выдачи таковых устанавливается, по соглашению с московским градоначальником, следующий порядок» и т. д. В России не было еще артиста, популярность которого вызывала бы подобные меры.

 

Ф. И. Шаляпин в роли дон-Базилио.

 

Ансамбль «Севильского Цырюльника».

В. А. Лосский (Бартоло). М. Н. Каракаш (Фигаро). Ф. И. Шаляпин (Дон-Базилио). А. В. Нежданова (Розина). А. М. Лабинский (Альмавива).

 

 

С. 371

Фот. Ксении Глыбовской. В. Н. Пчелин. И. Я. Шаляпин, отец артиста Ф. И. Шаляпина. Портрет работы В. Н. Пчелина. Кн. Щербацкий (Л. Шеферд) и Левин (Чарльз Доран).  

 

Памяти художника.

В лице академика А. П. Соколова, скончавшегося 19-го ноября в Петербурге, русское искусство потеряло одного из самых интеллигентных художников, боровшихся с академической рутиной. Будучи членом Академии Художеств, он неоднократно рекомендовал своим товарищам, профессорам, относиться с крайней осторожностью и без предвзятого отрицания ко всяким проявлениям самобытности в работах молодого поколения. А. П. состоял хранителем музея Академии Художеств и пользовался большими симпатиями среди молодежи.

Фот. Ксении Глыбовской.

А. П. СОКОЛОВ. Портрет работы Браза.

УТРО. Картина А. П. Соколова.

 

Юбилей художника.

1-го декабря в Москве празднует 25-летний юбилей своей деятельности В. Н. Пчелин, художник-портретист, ученик и последователь Репина, не раз отмечавшего его законченный талант. Тяжкий недуг на несколько лет оторвал художника от работы. Карьеру его считали конченной, но сильный организм взял свое. В. Н. снова вернулся к искусству, и последний его труд — на днях законченный портрет отца Ф. И. Шаляпина. Первая его картина «Цветочница» в свое время была премирована в Париже золотой медалью.

 

Картины В. Н. Пчелина. ЦВЕТОЧНИЦА. В РАЗЛУКЕ.

 

В. Н. Пчелин.

 

И. Я. Шаляпин, отец артиста Ф. И. Шаляпина. Портрет работы В. Н. Пчелина.

 

«Анна Каренина» в Лондоне.

19 ноября в лондонском театре «Ambassador» прошло с большим успехом первое представление пьесы «Анна Каренина». Гвоздем пьесы была сцена на скачках, разыгранная увлекательно. Последняя сцена, смерть Анны Карениной, произвела на публику огромное впечатление. Л. Б. Яворскую, игравшую роль Анны, вызывали после спектакля 12 раз. Состав публики был фешенебельный. Присутствовали, между прочим, и высокие особы.

 

Вронский и Анна в финальной сцене близ полотна железной дороги.

 

Кн. Щербацкий (Л. Шеферд) и Левин (Чарльз Доран).

 

Сцена на скачках.

 

С. 372–373 (разворот).

«Степные дьяволы»

Фот. Р. Глычева.

Это грозная разбойничья шайка, свирепствовавшая долгое время, вплоть до 1911 года, на Северном Кавказе — в Ставропольской губ., Донской и Кубанской областях. «Дьяволы», главным образом, душили своих жертв, на которых оставались обрывки веревок. В шайке было до 150 разбойников. Теперь на скамье подсудимых в Екатеринодаре в военном суде 67 человек, в том числе 18 женщин. Среди обвиняемых выделяется своей свирепой наружностью атаман разбойников Филипп Миханов. Среди свидетелей — пять арестантов. Между ними известный своими страшными набегами разбойник Листопаденко, который дважды был приговорен к смертной казни, замененной ему каторгой. Он закован в ручные и ножные кандалы. Процесс о «степных дьяволах» вызвал интерес и в Западной Европе. На суде присутствуют корреспонденты от русских и заграничных изданий.

 

С. 372

Прокурор полковник Владимиров, член суда подп. Дубовин, председатель ген. Игнатьев, член суда полк. Тарасов, секретарь Жаркевич. Фот. Р. Глычева (Гличева). 

 

Подсудимые и защита.

 

Суд (справа налево): прокурор полковник Владимиров, член суда подп. Дубовин, председатель ген. Игнатьев, член суда полк. Тарасов, секретарь Жаркевич.

 

Перед зданием суда.

 

С. 373

«Степные дьяволы»: Алышев, Басов, Бельмас, Бутко и др. 

 

«Степные дьяволы» на скамье подсудимых. (Слева направо, в первом ряду: Алышев, Басов, Бельмас, Бутко и др.)

 

«Степные дьяволы обедают». На первом плане дважды приговоренный к смертной казни «вечник» свидетель Листопаденко.

 

«Степные дьяволы обедают».

 

С. 374

Ванда Ландовская. Эмиль Верхарн. Е. К. Брешко-Брешковская. Капабланка. Член Государственного Совета П. А. Сабуров и бывший министр торговли Н. Н. Кутлер. Иеромонах Илиодор — Сергей Труфанов. 

 

Пианино Шопена.

Пианистке Ванде Ландовской удалось приобрести пианино Шопена, на котором он создавал свои знаменитые произведения. В начале этого года г-жа Ландовская посетила о. Майорку (Испания), где и нашла это пианино, которое за крупную сумму стало теперь ее собственностью.

 

Ванда Ландовская в своем рабочем кабинете за пианино, принадлежавшим Шопену.

 

Поэт энтузиазма.

Эмиль Верхарн, знаменитый бельгийский поэт, посетил Петербург и прочел в зале Тенишевского училища лекцию о «культуре энтузиазма». Прежде чем приступить к лекции, он с чувством глубокого восторга вспомнил о наших великих писателях — о Толстом и Достоевском. Лекцию об энтузиазме, которую он повторил в Москве, Э. Верхарн все время иллюстрировал собственными стихами. 25 ноября Всероссийское литературное общество чествовало поэта банкетом. Д. С. Мережковский в своей речи, между прочим, сказал: «Мы приветствуем в вас, дорогой учитель, великого пророка будущего, титанического поэта надежды, вестника вечных «Зорь».

 

Э. Верхарн.

 

«Бабушка».

С 1910 г. находится в ссылке Е. К. Брешко-Брешковская, известная в русских эмигрантских кругах под именем «бабушки». Она была приговорена к ссылке за принадлежность к партии с.-р. 24 ноября Е. К. пыталась бежать, но неудачно. На 12 версте от Иркутска погоня встретила повозку, в которой находился мужчина. На козлах был один ямщик. Немедленно же было установлено, что мужчина — переодетая Е. К. Брешко-Брешковская. «Бабушка» под усиленным конвоем была отправлена в Иркутск и после допроса заключена в тюрьму.

 

Е. К. Брешко-Брешковская.

 

Редкий турнир.

24 ноября в петербургском шахматном кружке состоялось интересное состязание. Знаменитый шахматист Капабланка, только что прибывший из Америки, вступил в борьбу с 30 шахматистами, выиграв у них 25 партий и проиграв только 5 (С. В. Козлову, А. А. Алявдину и Баркову). Между прочим, в состязании на шахматном поле принимали участие член Государственного Совета П. А. Сабуров и бывший министр торговли Н. Н. Кутлер.

 

Капабланка среди своих противников.

 

В «Новой Галилее».

Бывший иеромонах Илиодор — Сергей Труфанов, поселившись в Мариинской слободе, Донской области, устроил там специальное жилище, назвав его «Новой Галилеей». Здесь он работал на огороде, пас овец, принимал пациентов в качестве врача-гомеопата. Словом, вел мирный и спокойный образ жизни. Неожиданно для всех он исчез 27 ноября, оставив письмо, в котором высказывает сомнение, что его найдут.

 

У своего жилища.         За работой на огороде.          Сергей Труфанов — пастух.

 

С. 375

Луи Барту. Гастон Думерг. Кайо. Луиджи Орелья, кардинал. С. И. Денницына. Макс Линдер. Н. Г. Львова.  

 

Падение кабинета Барту.

Неожиданное падение кабинета Барту вызвало во Франции сенсацию. В палате обсуждался вопрос о неприкосновенности купона при внутреннем французском займе в один миллиард триста миллионов франков. После резких пламенных речей Кайо и Жореса, нападавших на политику кабинета в вопросе о заключении этого займа, палата выразила кабинету свое недоверие, и министерство Барту вышло в отставку в полном составе.

 

Луи Барту, бывший премьер Франции.

 

Гастон Думерг, новый глава французского кабинета и м-р иностранных дел.

 

Кайо, главный виновник падения кабинета Барту. М-р финансов в новом кабинете Думерга.

 

Луиджи Орелья, кардинал камерленг, старейший из кардиналов. В его обязанности входит, между прочим, когда умирает папа, трижды стукнув скончавшегося молотком по лбу, удостоверить факт кончины. «Грозный старик», как его называли при Ватикане, отличался элегантными манерами. В миру барон Сан-Стефано, Орелья начал свою карьеру дипломатом. Скончался 28 ноября, на 85 году жизни.

 

С. И. Денницына, сестра З. И. Прасоловой, убитой 9-го октября 1911 г. в ресторане «Стрельна». С. И. покончила самоубийством 23 ноября с. г.

 

Макс Линдер, герой кинематографа, впервые приехавший в Россию.

 

Н. Г. Львова, юная поэтесса, покончившая самоубийством 24-го ноября. Только три месяца назад вышел сборник ее стихов с предисловием Валерия Брюсова.

 

С. 376

Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович, М. Н. Ермолова, А. А. Яблочкина, акад. А. Н. Веселовский, акад. Ф. Е. Корш, А. Д. Алферов, В. В. Бахрушина, Вл. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, В. К. Трутовский, кн. Н. С. Щербатов, акад. И. А. Бунин, А. И. Южин, М. А. Стахович, Н. В. Давыдов, Ф. А. Корш, А. И. Чарин, К. Н. Незлобин, С. И. Зимин, В. А. Рышков, Н. М. Миронов, П. И. Попов, Н. В. Салина и А. А. Бахрушин, В. А. Михайловский.

 

Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович, М. Н. Ермолова, А. А. Яблочкина, акад. А. Н. Веселовский, акад. Ф. Е. Корш, А. Д. Алферов, В. В. Бахрушина, Вл. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, В. К. Трутовский, кн. Н. С. Щербатов, акад. И. А. Бунин, А. И. Южин, М. А. Стахович, Н. В. Давыдов, Ф. А. Корш, А. И. Чарин, К. Н. Незлобин, С. И. Зимин, В. А. Рышков, Н. М. Миронов, П. И. Попов, Н. В. Салина и А. А. Бахрушин, В. А. Михайловский. 

 

Торжественное заседание Академии наук в Москве.

Фот. К. А. Фишер.

25-го ноября состоялась передача Бахрушинского театрального музея в ведение академии наук. По этому поводу состоялось под председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича торжественное заседание академии наук и попечительного совета литературно-театрального музея имени А. А. Бахрушина. Августейший президент академии наук прочел свое приветственное слово. Академик Ф. Е. Кош в своей речи приветствовал укрепление связи академии наук с Первопрестольной. После этого следовал ряд приветствий от Малого театра, Художественного, Московской городской думы, Исторического музея и др. В заключение А. А. Бахрушин произнес речь, изложив те мотивы, которые побудили его передать созданное им дело академии наук.

 

Торжественное заседание академии наук и попечительного совета театрального музея: Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович, М. Н. Ермолова, А. А. Яблочкина, акад. А. Н. Веселовский, акад. Ф. Е. Корш, А. Д. Алферов, В. В. Бахрушина, Вл. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, В. К. Трутовский, кн. Н. С. Щербатов, акад. И. А. Бунин, А. И. Южин, М. А. Стахович, Н. В. Давыдов, Ф. А. Корш, А. И. Чарин, К. Н. Незлобин, С. И. Зимин, В. А. Рышков, Н. М. Миронов, П. И. Попов, Н. В. Салина и А. А. Бахрушин. В стороне сидит В. А. Михайловский, хранитель музея.

 

 

Издатель Т-во И. Д. Сытина

Редактор Ф. И. Благов

Типография Т-ва И. Д. Сытина, Москва, Пятницкая ул., свой дом.

 

Луи Барту, бывший премьер Франции.  Е. К. Брешко-Брешковская.     Э. Верхарн.

Луи Барту, бывший премьер Франции.                         Е. К. Брешко-Брешковская.                              Э. Верхарн.      

 

П. А. Крапоткин.  Кайо.  Гастон Думерг, глава французского кабинета.. 

                П. А. Крапоткин.                                                  Кайо.                                                          Гастон Думерг.

 

С. И. Денницына.  Н. Г. Львова.  Макс Линдер.

                    С. И. Денницына.                                    Н. Г. Львова.                                                       Макс Линдер.

 

Луиджи Орелья, кардинал камерленг.  В. Н. Пчелин.  А. П. Соколов, портрет работы Браза.

           Луиджи Орелья, кардинал.                                 В. Н. Пчелин.                                                А. П. Соколов.

 

Фот. К. А. Фишер.  Ф. И. Шаляпин в роли дон-Базилио.   И. Я. Шаляпин, отец артиста Ф. И. Шаляпина. Портрет работы В. Н. Пчелина.  Фот. К. А. Фишер.  Ф. И. Шаляпин в роли дон-Базилио.

 Ф. И. Шаляпин в роли дон-Базилио.               И. Я. Шаляпин, отец Ф. И. Шаляпина.              Ф. И. Шаляпин в роли дон-Базилио.

 

РЕКЛАМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ГАЗЕТАХ

 

РЕКЛАМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ГАЗЕТАХ. Creme Simon.  РЕКЛАМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ГАЗЕТАХ: Рояли и пианино ИБахъ.  РЕКЛАМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ГАЗЕТАХ: Борно-тимоловое мыло "Юргенсъ"

 

 

РЕКЛАМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ГАЗЕТАХ: Средство от ревматизма.

 

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::