В начале мероприятия младшие школьники из «круглой школы» — гимназии ОГИ — выступили перед собравшимися со странной и, на мой взгляд, не совсем уместной для данного случая музыкально-литературной композицией под названием «Должны смеяться дети». В течение СОРОКА МИНУТ дети проникновенно говорили… об ужасах войны и терроризма: страданиях и гибели детей в блокадном Ленинграде, Бабьем Яру (холокост!), Норд-Осте и Беслане.
Как эти сюжеты увязывались с заявленной темой собрания — казалось непонятным. Хотя по ходу этого затянувшегося представления всё более становилось очевидным, что подобный мрачный фон, скорее всего, призван выгодно оттенить некий позитивный посыл в конце. И действительно, после страстей войны и террора на экране появились кадры не-муниципальной «любимицы» Гладышева — одинцовской «круглой школы» с улетающими в голубую высь разноцветными шарами. Так-то вот: сорок минут страшилок в духе «как было раньше и не у нас» — и в противовес одинцовская идиллия!
После выступления детей слово взял первый заместитель руководителя администрации Одинцовского района Владимир ЧИНЁНОВ. Его речь также была построена на резком контрасте: как было в 90-е годы и даже раньше — и как стало потом и сейчас, при дружной команде «учеников Валентины Чистяковой».
Вот умеют же люди говорить! Давно научились все достижения приписывать себе, а об упущениях и неудачах или вскользь, или вообще никак. Например, оратор сказал, что «за последние десятилетия у нас построено столько-то миллионов квадратных метров жилья многоэтажного и столько-то — малоэтажного». И обыватель почти в осадке от нахлынувшего счастья! А что в реальности стоит за этими цифрами? Кто живёт в этих «миллионах кв. м»? В новые микрорайоны к нам переезжает чуть ли не пол-Москвы, но районная очередь почти не движется, а про малоэтажную застройку лучше бы и не вспоминать — ведь от наличия на территории района тысяч больших и малых дач, коттеджей, вилл и замков одинцовскому очереднику ни холодно ни жарко, да и при чём здесь вообще успехи «учеников Валентины Чистяковой»?
Проректор ОГИ Александр КРУТИКОВ в своём выступлении постарался придать весомость выдвинутому законопроекту ссылками на благожелательное отношение к нему ряда учёных-участников конференции по этой теме.
Основным, конечно, было выступление главы района Александра ГЛАДЫШЕВА. О самом проекте Александр Георгиевич говорил импровизационно и эмоционально.
Главной мыслью его выступления, как, собственно, и всего «народного» проекта, было не такое уж и оригинальное желание оставить в районе побольше денег и заполучить по максимуму полномочий. Но кроме общих заявлений о намерениях — никакой конкретики! Да и собирались, похоже, не для этого.
«Мы уже завтра построим, добьёмся, получим…», «мы в состоянии школы строить, детские сады строить!»
А что мешало строить детские сады (или хотя бы освободить их от оккупировавших муниципальных и бизнес-структур) и поликлиники предыдущие 20 лет, которые Гладышев находится во главе района? Отсутствие денег и плохие законы? Так эти же причины, тем не менее, не помешали Александру Георгиевичу построить весьма и весьма дорогие объекты (пусть и необязательно за счёт бюджета), о которых сам глава говорит, по обыкновению, с апломбом: самый большой в России, самый лучший в России, единственный в России: «свои» институт и гимназию («круглую школу»), храм имени святого Георгия с приделами имени святого Александра и святой Татьяны (?), социальный центр при Гребневской церкви, который, по словам самого Гладышева, сейчас простаивает полупустой из-за несовершенства законов, уникальную больницу в Перхушкове, уникальный же фельдшерско-акушерский пункт в Успенском…
Обратила на себя внимание резкость высказываний главы района. То ли ему кто-то сверху карт-бланш предоставил, а то ли здорово напугал, но тональность последних выступлений явно не в его прежней стилистике. Ранее после митинга на Болотной Александр Георгиевич нелицеприятно отозвался о тех «богатеньких Буратинах», которые живут «у него на Рублёвке» и которых он якобы опознал в телеэфире. Ну, тут ясно, надо быть в фарватере «генеральной линии», ведь акценты были расставлены на самом верху.
А на вчерашнем собрании Александр Георгиевич уже недобрым словом упомянул неких людей, которые «демонстрируют дорогие часы» (мне почему-то припоминаются только часы Ресина за, как говорят, миллион долларов) и в случае чего говорят «что у них много детей». Для меня эти экивоки так и остались непонятыми.
Также Гладышев посетовал на то, что жильё в Одинцовском районе кто-то скупает целыми кланами, и откуда у них деньги — неизвестно. А при «новом порядке» мы, дескать, спросим их — откуда деньги-то! (Правда, не уточнил при этом, позволит ли ему это сделать общероссийский закон.) То же и с налогом на богатство. Поскольку федеральные законы по этому поводу что-то задерживаются в пути, то мы бы сами быстро внесли ясность в это дело, взяли бы с кого надо всё, что сами определим необходимым! На словах-то оно вроде как и привлекательно, а каково будет на самом деле? Не получится ли, как в народной присказке: пошли за шерстью — да вернулись стрижеными!
Александр Георгиевич подверг резкой критике предложение «сверху» строить партии в 500 человек. В таком случае, «у нас с вами самая крупная партия в России» — это касательно собранных 179000 подписей за «народный проект». «И мы будем лоббировать свои интересы!»
А что! Мы хотим здесь установить свою народную власть! Мы должны выдвигать своих кандидатов на своём «народном собрании», чтобы всё было прозрачно. И никаких «засланцев» со стороны», которые «хотят порулить Одинцовским районом». (Кстати, я всегда умиляюсь, когда слышу от «присосавшихся» крики против тех, кто «рвётся порулить».)
Весьма смело прокомментировал Гладышев и предложение лидеров парламентских партий, чтобы в избирательных комиссиях пропорционально работали представители всех партий. На мой взгляд, предложение более чем разумное, ведь кто лучше будет контролировать ситуацию в избирательной комиссии, как не законный представитель участвующей в выборах партии? И это будут всё те же жители нашего района — сторонники разных политических партий. (Или кто-то считает, что в Одинцовском районе наблюдается или обязательно будет известно какая однопартийность?)
Наш глава, тем не менее, выразился однозначно: «Вы понимаете, что они хотят? Они хотят междусобойчик устроить. Отодвинуть нашу интеллигенцию от выборов, учителей, врачей хотят отодвинуть!»
Ну, насчёт «интеллигенции» явный перегиб. Во-первых, интеллигенция это не только учителя и врачи, есть в народе и другие трудящиеся. А во-вторых, в обществе хорошо известно, что из себя зачастую представляют абсолютно зависимые от местной власти «врачи и учителя» в избиркомах.
Очень лестно отозвался глава района о российской демократии, сравнив её с английской не в пользу последней. Якобы сотрудник администрации А. И. Голиков был наблюдателем в Англии, где стал свидетелем, как в Лондоне обычные завязанные мешки с бюллетенями «просто сваливались в тёмный угол, и никто ничего не считал». А у нас, дескать, и видеокамер понаставили, а кое-кто всё недоволен и всё вопит-кричит. Может, так оно в Англии и было, просто им, наверно, и в голову не приходит, что кто-то может бяку какую подстроить — не зря ведь уже несколько столетий строят свою, как выясняется, неполноценную демократию. Вон и у нас в отдалённых селениях люди дома на замки не запирают. Но это говорит лишь о том, что к ним пока московские (или одинцовские) залётные не наведывались… Ведь у нас-то порой подмётки на ходу режут, а вы говорите — мешки с тесёмками!
Прозвучала мысль о том, что в районе при «новом порядке» будет избираться председатель ревизионной комиссии, «народное око», призванное пристально следить за расходованием бюджета. И председатель ревизионной комиссии будет избираться вместе со мной, заявил глава! В этом ничего страшного нет!
Ну, в этом «страшное» уже есть хотя бы потому, что нынешний глава, после 20 лет единоличного правления, оказывается, планирует и впредь «рулить» районом (шутка!). С таким управленческим опытом и развитой системой подчинения любого наблюдателя несложно нейтрализовать. Примером тому Совет депутатов района, в котором сложно найти реально независимого человека: один непосредственно подчинён главе по службе, другой родственник, третий общие проекты реализовал, и т. д. Ожидать от них какого-то критичного взгляда на деятельность властей не приходится.
Припоминаю, на одном из барвихинских избирательных участков на декабрьских выборах я видел на информационном стенде фамилию Гладышева в числе кандидатов, кажется, в областную Думу. Неужели Александр Георгиевич собирался покинуть нас сирых, но что-то «не срослось» у него в тот сезон? Хотел пойти в парламентарии, да передумал или отсоветовали? Может, в этом истоки его нынешнего законотворческого зуда?
Я написал про зуд потому, что очень настораживает поспешность, с которой весь этот так называемый «народный» законопроект родился и пролетел по городам и весям Одинцовского района. Адресовался он Владимиру Путину — по сути, уже не премьер-министру, но ещё не президенту, чтобы ему вот прямо сейчас заниматься подобными вопросами. И почему именно Путин адресат, а не Госдума, тем более, что и механизм рассмотрения местечковых законопроектов нигде не прописан? По всему, налицо обычная предвыборная игра с замысловатым сюжетом.
На предвыборную игру косвенно указал и сам Гладышев, заявив на собрании, что «предстоящие выборы должны пройти изумительно, иначе мы порушим свой закон, и ничего у нас не будет». Именно поэтому он с горячностью стал говорить, кого и сколько «они» будут допускать в качестве наблюдателей на участки — словно он, а не закон о выборах определяет правила избирательной кампании.
Интересная ситуация произошла на собрании с обсуждением упомянутых выше 179000 подписей в поддержку законопроекта. Перед этим, по закону жанра, глава произнёс филиппики в адрес тех кандидатов в президенты, которые, в отличие от нас, не способны собрать 2 млн. подписей. Мы вот за 9 дней собрали 179000 подписей, сказал Гладышев! Только кое-кто (глава не уточнил), оказывается, усомнился в подлинности подписей, липовые они, дескать. И я обращаюсь к вам: это ваши подписи?! — Да-а-а, — раздалось нестройно с трибун. — А разве вас кто заставлял?!
Наверно, глава рассчитывал услышать грандиозное: «Нет!!!», чтобы посрамить всех неверующих. Но в ответ лишь несколько десятков голосов из тысячного зала протянули своё негромкое «Не-е-ет…» И Александр Гладышев поспешил без паузы продолжить свою пламенную речь.
Закончилось собрание, как и полагается, видеообращением руководителя предвыборного штаба Путина — Станислава Говорухина.
В. Белко