По моему ощущению, 65-летний юбилей окончания Второй мировой (для нас — Великой Отечественной) войны наступает как-то неуверенно, почти застенчиво. По телевизору идут какие-то разрозненные передачи и зачастую лубочные фильмы на военную тематику, а в обществе в целом не чувствуется нарастающего ожидания настоящего праздника. Но символы той войны нет-нет, да и проявляются… с неожиданной стороны.
Вот, например, что довелось увидеть и сфотографировать в Звенигороде. Какие-то умельцы по трафарету нанесли на стены многих домов силуэт человека со свастикой, выражающую, по их мысли, некую гражданскую позицию отрицания расизма.
Но складывается впечатление, что подобное тиражирование фашистского символа скорее популяризирует его, чем изображает «борьбу» с расизмом. Это под мечом советского воина в Трептов-парке ненавистная миру свастика изображена исковерканной и разрубленной на куски, а на звенигородских домах волею «художника» четкое прорисованное изображение находится в руках человечка, и совсем неочевидно по силуэту: то ли он сейчас бросит фашистский крест наземь, а то ли — станет поднимать вверх.
Можно допустить, что эти граффити не более чем благоглупость звенигородских «борцов за права человека». Но почему в ожидании Дня Победы простые жители города и особенно ветераны должны изо дня в день наталкиваться взглядом на фашистскую свастику, не успевая или не желая находить какие-то особые «вторые смыслы» в этой мазне?


И вторая реплика на тему Второй мировой…
В Москве предполагается создание музея так называемого холокоста. Инициатива частная, но премьер обещал государственную поддержку…
Слово «холокост» говорит о трагедии, постигшей евреев во Второй мировой войне. И в последнее время всё чаще средства массовой информации, подменяя понятия, любое упоминание мировой войны увязывают с «холокостом», словно это было основной причиной и результатом войны между собой десятков стран.
Но разве в той войне жесточайшим страданиям и потерям подвергся только один народ? В Советском Союзе десятки миллионов: русских, татар, якутов, украинцев, грузин, белорусов и представителей многих, многих других наций и народностей погибли, сошли с ума от ужасов войны, просто — исчезли с лица земли. Что же, надо создавать отдельные музеи для каждой национальности?
Война была общей, общими были сражения и потери, общей стала Победа. А впоследствии и общая память объединяла и объединяет теперь уже не единые народы бывшего СССР, без особого национального окраса подвигов или страданий во время войны.
В. К.
|