Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[05.11.2009]   АРХЫЗ — ДУША МОЯ

В октябре туристическая группа детей из ОДОЭЦ «Турист» на первых осенних триместровых каникулах ходила в учебно-тренировочный поход. И не куда-нибудь в пределах Московской области, а на величественный и таинственный Кавказ, а именно в местечко под названием Архыз. Руководитель группы — Горбунова Ирина Викторовна — отважно согласилась взять на себя ответственность за ораву юных туристов. Помогали ей в этом бывший ученик руководителя Артём Викторович, и я — Чудновская Марина — капитан нашей команды. Вот я вам и расскажу эту занимательную историю от первого лица.

«Архыз… Гигантская чаша, наполненная целебным горным воздухом, кристально чистой водой и теплым солнцем. Склоны гор, поросшие вековым лесом, образуют ее стенки, а сверкающие льдинки и снега обрамляют края. Там где сливаются горные реки Псыш и София, уютно расположился приют «Таулу» — место нашего базового лагеря. Заснеженные вершины, чарующее многоцветье альпийских лугов, шум водопадов, необыкновенная голубизна ледников и синь озер навсегда останутся в Ваших воспоминаньях» — вот такое письмо пришло нам оттуда.

Горный туризм, путешествия, походы, Одинцовский детский оздоровительно-экологический центр "Турист". Фото Белко Владимира.

Естественно, мы в нетерпении кинулись готовиться и собирать снаряжение, предполагая быть в походе 8 дней, шесть из которых провести в горах.

И вот уже второе октября, вечер, вокзал, поезд, прощание с родителями, отправление… до свиданья, Москва, до встречи одиннадцатого числа.

Жизнь в поезде никогда не отличалась чем-то особенно занимательным, но нам нашли интересные занятия: мы вязали узлы, вспоминали топографические знаки, отгадывали загадки, читали и играли в различные игры. Вот только по вечерам было не просто уложить детей спать, но и с этим наши руководители превосходно справлялись. Достаточно было Артёму Викторовичу зайти в купе, как все сразу прекращали болтать и отворачивались к стенке, готовясь заснуть.

Наконец, поезд прибыл на вокзал Ставрополя. После поезда нас ожидала 4-часовая поездка в микроавтобусе до базы. По дороге мы посетили много интересных мест, включая лик Христа на скале. Приехали мы на базу, расположились. Перекусили и отправились на небольшую прогулку по окрестностям, сходили к братской могиле и монументу погибшим защитникам кавказских перевалов. День и так тяжелый, встали мы рано, так что особо нас не нагружали. Отбой.

Второй день. Встали с утра пораньше. Плотно позавтракали, так как сегодня нам предстоит переход в 22 км. Для части группы это небольшое расстояние, и они преодолели его на одном дыхании. Но все люди разные, поэтому средний темп движения группы был невелик. По дороге были невероятные пейзажи: горы, реки, желоба от схода лавин и даже верблюд, мирно пасшийся в стаде коров. На всю дорогу, без учета стоянок, у нас ушло 3 часа 30 минут. Периодически в пути отдыхали, останавливаясь на привалы на горных реках. Из них мы брали чистейшую воду для питья. Когда пришли на водопады реки Белой, то поразились их масштабу. Это каскадные водопады, и почти по всей длине реки можно было разглядеть только белую пену и брызги. Там мы вскипятили чай из красной рябины и приготовили бутерброды с колбасой и сыром. Потом я скомандовала раздать шоколадки. Наконец, когда все подкрепились и набрали сил, мы пошли обратно. Ребята подустали, но остались невероятно довольны увиденным и пройденным. А ведь завтра нам идти гораздо больше, дальше и выше. После возвращения подогрели воду, помыли головы. Как же здорово, а то после поезда только об этом и думаешь. Вечером ужин, посиделки у костра и обсуждение пройденного дня, отбой.

Третий день. Снова ранний подъем, умывание в ледяной горной реке… Холодно, зато сразу просыпаешься. Дежурные порадовали нас вкусным завтраком, все собрали маленькие рюкзачки для радиальных выходов, и мы отправились в путь. Мы пошли на озеро Секретное, находящееся в цирке горы Орленок. Его не так-то просто найти, но оно того стоит. Это озеро с чистейшей водой, настолько чистой, что даже глубина не просматривается, а вода кажется бирюзовой. Подъем был довольно крутой, и ребята быстро уставали, особенно те, кто занимается у нас первый год. Но они все равно молодцы, так как все же преодолели этот участок пути. Наш проводник, Андрей Петрович, научил нас, как правильно подниматься и спускаться по «сыпухе» (сыпучей тропе). Поднявшись к этому озеру, мы обнаружили снег, который не растаял с зимы, и вряд ли уже растает — близится новая зима — и его скорее всего просто покроет новым слоем. Возле озера у нас был очередной «большой привал», мы заваривали чай с кавказским рододендроном. Получилось очень вкусно. Перекусив и немного отдохнув, мы отправились на базу. По дороге все дети пели песни, какие только знали… Вот мы уже на базе, дежурные готовят кушать. Мы поели, опять посидели у костра и отправились спать.

Четвертый день. Просыпаемся утром, смотрим на горы и… видим, что на горы опустились облака, и идти туда нельзя по технике безопасности. Руководители решают, чем будем сегодня заниматься, ведь весь день мы проведем на базе. И тут им приходит в голову гениальная идея! Они решают устроить нам полосу препятствий: берут веревки, карабины и на час уходят с базы. В это время я присматриваю за детьми. Наконец, они возвращаются. Полоса готова. Я провожу жеребьевку, потом мы идем знакомиться с препятствиями. Сколько же всего нам приготовили: препятствия на испытание равновесия, бег по бревнам, навесная переправа, переправа через реку, встегивание карабином, прыжки по пенькам, тарзанка, бурелом и бег по шатающейся доске. Все в недоумении: как такое можно пройти и уложиться в 10 минут? Но с началом соревнований страх отпадает. Бежим… Все просто молодцы. Все уложились в норматив времени и смогли преодолеть все препятствия. Правда, без казусов все же не обошлось. Трое пацанов попадали в реку. Падать там не высоко, поэтому единственное, что пострадало — это их одежда. Она вся промокла. За обедом объявили результаты и раздали призы, которые нам приготовили руководители. Вечером того же дня мы сходили в ближайшие магазины. Затем сбор у костра и спать.

День пятый. Ранний подъем, умываюсь, смотрю на горы вокруг нас. Облаков нет. Отлично! Сегодня можно выдвигаться. Во время завтрака Ирина Викторовна сообщает нам, куда мы сегодня идем. Ура! Софийские водопады! Что может быть красивей?! Софийские водопады — это водопады ледникового происхождения. Тысячи и тысячи струек, еле видных издалека, блестят на скале, вытекая с Софийского ледника. В действительности же это не маленькие ручейки, а широченные бурлящие потоки. Выдвигаемся. В начале пути у всех, естественно, есть силы, но с каждым километром некоторые ребята все больше и больше уставали. Но усталость забывалась, когда мы слушали походные истории Андрея Петровича. Он рассказал нам огромное количество смешных или просто интересных случаев из его жизни, походов… Небольшой привал на реке Софии. Пить нельзя, но почти все пьют под видом умывания. Посидели, послушали легенду о горе Софии, о Софийских водопадах, обо всей этой долине и отправились дальше. Вскоре встал вопрос: идти ли нам на седловину, которую мы видим впереди? Половина группы яро рвутся вперед со стремлением покорить все вершины. Но с ними согласны не все, и мы решаем не идти. У нас принято так: если даже один человек не может идти дальше, то и вся группа не идет. Мы не делимся на части. Решено. Возвращаемся. По дороге вниз забрались на огромный камень и развернули флаг. Тут подул ветер, и флаг начал развеваться на фоне водопадов и, еще пока не покоренной, седловины.

Далее «большой привал». Кипятим чай, открываем сгущенку. Намешиваем ее с орехами и шоколадом, получилось невероятно вкусно и сытно. Дорога назад была уже проще — шли вниз, даже привалов не делали. На весь путь без учета привалов у нас ушло 4 часа 35 минут. Прошли мы 20 километров. Вернувшись на базу, я с ужасом обнаружила, что завтра последний день на Кавказе, а сегодня последний день здесь, на базе Таулу! Это ужасно, я загрустила. Так не хочется уезжать. Хочется пожить тут еще недельку… или, может, две. Но, как бы то ни было, завтра мы уезжаем с базы. Поужинали, посидели у костра, отправились спать.

День шестой. Сегодня мы спали дольше, чем обычно. Спешить некуда. Сейчас позавтракаем, соберем вещи и отправимся в путь. Последний раз обхожу базу, делаю серию фотографий. Потом я взвесила все рюкзаки, и самые тяжелые мы отправили в поселок Архыз на машине. Оставшиеся рюкзаки наши мальчики несли на себе последние 8 километров, которые нам оставалось пройти за этот поход. Посреди пути еще половину ребят подобрала наша машина и увезла на базу. А я и еще несколько человек пошли пешком. Мы шли с Андреем Петровичем. Когда оставалось 500 метров до поселка, он позвал нас посмотреть на слияние рек. Мы, естественно, согласились. Сделав пару фотографий, поели барбарис с кустов и пошли к нашим, которые уже ждали нас в поселке. Когда мы собрались вместе, пошли на новое место нашего расположения, на новую базу. Нас поселили по комнатам. Мы зарядили свои мобильные телефоны и позвонили родителям. Потом нас повели обедать и покупать сувениры. Все что-то себе прикупили. Потом мы вернулись на базу. Там нас ждала уже затопленная баня. Первыми мылись девочки, потом мальчики, и уже только потом руководители. Баня — это то, о чем мечтаешь в течение всего похода. Как же приятно было сидеть в парилке, еще приятней было после бани ощущать себя чистым! От ужина на этот раз решили отказаться, так как обед был довольно поздно и никому не хотелось есть, а главное, готовить. Попили чай с пряниками. Легли.

День седьмой. Подъем был даже не рано утром, мы встали в половине третьего ночи. Наш поезд прибывает на станцию рано, поэтому надо быть там еще раньше. Собрали вещи. Загрузили рюкзаки в микроавтобус, попрощались с хозяевами турбазы и отправились в путь. Грустно было оттуда уезжать, но об этом думалось мало — мы почти всю дорогу проспали. Как-никак, ночь на дворе. На подъезде к Ставрополю, мы попрощались с Андреем Петровичем, пообещав, что еще приедем сюда. Наконец, вокзал. Но что это? Никого нет, город пуст, вокзал закрыт. Руководители договорились, и нас пустили внутрь — не ждать же час на улице, на холоде. В помещении мы занимались кто чем, кто-то играл в телефон, кто-то в карты, кто-то спал, расстелив коврик прямо на полу. Я сначала поспала сидя, потом присоединилась к тем, кто лежал. Наконец, осталось 10 минут до прихода поезда. Мы собрались, узнали, какие у кого места и пошли на перрон. Сели в поезд. Спокойно расположились и улеглись спать. И вот началась она — спокойная и слегка нудная сидячая жизнь поезда. Все как обычно: ели, читали, спали, разгадывали загадки, разговаривали, играли. Отбой. На обратной дороге детей легче уложить спать. Все вымотанные и уставшие, хотя по внешнему виду так и не скажешь.

День восьмой. День прибытия. Целый день сами не свои. Вроде и ехать еще целый день, а вроде и приедем уже скоро. Ищем, чем заняться. И находим — всё тем же. День пролетает незаметно. Вот уже остался час до приезда. Мы собрали рюкзаки. Сидим. Ждем. Ура, Москва, вокзал, перрон. Поезд останавливается, нас вручают родителям, и мы все разъезжаемся по домам.

На этом наше путешествие и заканчивается. Немного грустно. Нас опять ждут скучные серые будни. Но ничего… Мы еще вернемся…

Марина Чудновская

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::