Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[00.07.1990]   БЕЛЫЕ ГВОЗДИКИ ДЛЯ ВОЛОДИ

Журнал «Турист», № 7,  1990 г.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Журнал «Турист», № 7,  1990 г. Интервью Сергея Жильцова беседа с Ларисой Лужиной: «БЕЛЫЕ ГВОЗДИКИ ДЛЯ ВОЛОДИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район. Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Журнал «Турист», № 7,  1990 г. Интервью Сергея Жильцова беседа с Ларисой Лужиной: «БЕЛЫЕ ГВОЗДИКИ ДЛЯ ВОЛОДИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район. Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.

 

 

    БЕЛЫЕ ГВОЗДИКИ ДЛЯ ВОЛОДИ

   беседа с актрисой Ларисой Лужиной

 

 

    — Лариса Анатольевна, вы снимались с Владимиром Семеновичем Высоцким в картине «Вертикаль»...

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Журнал «Турист», № 7,  1990 г. Интервью Сергея Жильцова беседа с Ларисой Лужиной: «БЕЛЫЕ ГВОЗДИКИ ДЛЯ ВОЛОДИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район. Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.    — Да, это было летом 1966 года... Хотя я должна сказать, что Володю я знала еще с начала 60-х годов, когда училась во ВГИКе. Тогда к нам в общежитие, которое находилось в Ростокинском проезде, приходил Высоцкий. Это было связано с тем, что здесь же, в общежитии, жил Володин друг Эдик Володарский... Кажется, еще и потому, что в то время там был и Василий Макарович Шукшин, с которым Володя тоже общался. Позже появились и другие знакомые — вот Леша Чердынин, он учился на операторском... В общем, Володя приходил к нам провести время, поговорить с друзьями, спеть песни.

 

   Потом, с того времени как я закончила ВГИК, я с Володей не виделась. И вот случилось так, что мы стали сниматься вместе в «Вертикали».

 

   — Вам сценарий понравился?

 

   — Я бы не сказала, что он был выдающимся. Думаю, что все это понимали. Меня, например, во всех съемках больше всего привлекала романтика. Я до этого никогда не занималась альпинизмом, и мне было очень интересно.

 

   У Славы Говорухина — второй разряд по альпинизму, и из всей группы он был один в этом деле профессионал. Все же остальные, в том числе и Володя, не имели никаких разрядов и не были раньше в горах.

 

   Скорее всего других, так же как и меня, привлекала романтика, потому что сценарий все-таки был слабый... Да и картина... Я думаю, что Говорухин, сам увлекающийся альпинизмом, мог бы снять более интересную картину...

 

   — Это был первый фильм Говорухина?

 

   — По-моему, да. Получилась довольно средняя картина, без особых художественных достоинств. И если бы не Володины песни, фильма, наверное, так никогда и не было, то есть он не имел бы своего зрителя, что ли.

 

   — Лариса Анатольевна, вот вы рядом с Высоцким в течение всех съемок, и...

 

   — Нет, это не совсем так. Я тогда еще в Германии снималась, в ГДР. Все время ездила туда, а оттуда — в горы...

 

   — Вы стали первой слушательницей его песен для фильма?

 

   — Скорее всего да, потому что многие песни, как мне кажется, рождались прямо у всех на глазах, в том числе и у меня. Я не говорю, конечно, о том, что я видела, как он их писал, но события, о которых идет речь в этих песнях, я, если не ошибаюсь, видела или о них нам рассказывали альпинисты. Мы узнавали всякие истории. Там Елисеев был — альпинист, он у нас руководил спортивной группой, которая помогала в съемках. Практически уже тогда мы делали все сами, но что-то сложное нам помогали делать эти вот ребята, они дублировали кое-какие сцены, некоторые из них даже есть на экране. Большинство вообще оказались на съемках случайно: у них в Итколе проходили сборы, а некоторых пригласил Слава Говорухин специально для фильма. Был даже Абалаков, известный старый альпинист.

 

   Мы снимались под пиком Щуровского, там перевал еще есть, высота что-то около 3–4 тысяч метров, там вечный лед. Мы сами туда дошли, все несли на себе: рюкзаки, палатки. Жили около месяца. Вокруг ледники, трещины огромные... Мы все умели делать, нас всему учили эти ребята-альпинисты, хотя бы даже ради нашей собственной безопасности. Помню случай, когда чуть не погиб один из наших актеров — Гена Воропаев. Дело в том, что наши палатки были наверху, а столовая — несколькими метрами ниже. Мы протянули веревку, а идти нужно очень осторожно. И вот Гена Воропаев однажды поскользнулся, стал падать, летел прямо в трещину. Но каким-то образом он сделал «рыбку», что ли, и пролетел над этой трещиной... После этого случая мы стали еще больше тренироваться. Абалаков, ему уже, наверное, лет 60 было, находился со своим внуком. Он совершал с нами небольшое восхождение... И когда мы шли в связке, попали под камнепад. Наш ассистент, здоровый такой парень, последним в связке шел (а в связке было 5 человек), он поскользнулся и стал катиться вниз, потащив нас за собой. Я вдруг слышу, Абалаков кричит: «Зарубайся!» Нас учили зарубаться так: ногу в трещину, а в склон — ледоруб. Помню, что зарубилась прямо в ногу, естественно, от страха, от неожиданности. Я не помню сейчас, был там Володя или нет, но он наверняка об этом случае знал.

 

   — Владимир Семенович часто рассказывал на своих выступлениях об истории создания этих своих «горных» песен. А вот были ли еще какие-нибудь песни, которые он тогда пел и которых больше вы никогда не слышали? Ну, кроме «Песни о друге», «Вершины», «Прощания с горами», «Скалолазки» и военной песни «Мерцал закат, как сталь клинка»...

 

   — В фильме еще одна песня есть... Там такие, если не ошибаюсь, слова:

 

Свои обиды каждый человек —

Приходит время — и забывает.

А моя печаль, как вечный снег:

Не тает, не тает.

Не тает она и летом

В полуденный зной,

Но знаю я: печаль-тоску мне эту

Век носить с собой.

 

   Володя эту песню много раз начинал писать и никак не мог закончить. Сколько мы его ни просили... Я уже позже, по-моему, через год, когда пел у нас дома, спрашивала его, дописал ли он эту песню, но она, кажется, так и осталась незаконченной. Существовала ведь еще и песня «Она была в Париже»...

 

   — Владимир Семенович часто говорил, что она написана во время съемок фильма «Вертикаль», но к фильму не имеет отношения.

 

   — Да, написал, по-моему, после очередного моего приезда из ГДР. Вся группа просто обалдела от счастья, когда я привезла с собой из Берлина в Иткол целый ящик немецкого пива. Можете себе представить, скольких трудов мне это стоило, ведь в Иткол и налегке трудно добираться.

 

   Ну вот, я приехала, а уже на следующий день Володя спел эту песню:

 

Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу,

Наверно, я погиб: робею, а потом

Куда мне до нее — она была в Париже,

И я вчера узнал: не только в нем одном.

 

   Во всех городах, о которых он упомянул в этой песне, я уже к тому времени была: и в Осло, и в Париже, и в Варшаве, с фильмом «На семи ветрах», который вышел в 62-м году. Потом проводились всевозможные кинофестивали во многих странах, где я была (кроме Америки).

 

   — Фильм «На семи ветрах» поставлен по сценарию Александра Галича. Вы с ним общались?

 

   — Конечно.

 

   — А Владимир Семенович с ним в каких был отношениях?

 

   — Я даже и не знаю. Мы с Володей о нем не говорили... В общем, с этим фильмом я ездила. И Володя, разумеется об этом знал. Отсюда, видимо, и возник замысел этой вот песни «Она была в Париже». Кстати, там есть слова «Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил...» Я недавно разбирала фотографии и нашла одну, которую Володя, наверное, видел: меня сфотографировали во Франции, мне какой-то французский актер что-то говорил на ухо, но это был не Марсель Марсо, точно.

 

   Мне сейчас как-то смешно вспоминать об этом, а тогда это было на самом деле: когда Володя спел эту песню впервые, мне она очень не понравилась. Я на него даже обиделась. Что это: «Пусть пробуют они, я лучше пережду»?! А сейчас мне приятно думать, что Володя мне тогда песню написал.

 

   — Она возникла до «Скалолазки» или после?

 

   — Кажется, до. Кстати, ведь «Скалолазка» писалась для фильма. Просто на худсовете Одесской киностудии были замечания. Говорили, что очень много песен Высоцкого, что надо их убрать. Поэтому и вырезали «Скалолазку». А это очень обидно, потому что по фильму Володя эту песню написал для моей героини. Целый эпизод вырезали, и он, к сожалению, не сохранился. А песня была записана полностью и очень красиво снята. Я сидела на большом камне, а он — рядом. Мы придумали, что он как бы Дон Жуан, а я — Дона Анна. Еще облако опустилось и нас отделило друг от друга, и Володя как будто из облака выходил. Потрясающий кадр оказался, и песня — легкая, веселая, теплая... Вырезали ее только из-за того, что надо было чем-то пожертвовать. Она шла отдельным эпизодом, и Слава Говорухин мог от нее избавиться, но зато сохранить все остальное. Другие же песни просто нельзя было вырезать — они легли в канву фильма.

 

   — Лариса Анатольевна, а Владимир Семенович пел свои новые песни с листа?

 

   — Нет, я никогда не видела, как он писал, и не видела ни разу, что он поет по бумажке, все он пел по памяти.

 

   — Какая песня для фильма написана самой последней?

 

   — «Прощание с горами». Она возникла уже в конце съемок фильма. В горах профессии не имеют никакого значения: профессор может идти в связке со слесарем, с простым школьником... У альпинистов никогда почти не бывает встреч внизу, на земле. Все — в горах. Прощаясь, они расстаются до следующего лета, расстаются с трудностями... В сценарии финал такой: на вокзале все наши герои говорят друг другу: «Привет, привет!» Сняли эту всю сцену, посмотрели на экране — нет точки. Чего-то не хватало. Тогда возникла у Володи эта песня, и, когда он ее спел, все поняли — вот тот финал, та точка, которой можно закончить фильм.

 

   — Сцену переснимали заново?

 

   — Нет, просто убрали звук, все наши разговоры и наложили песню. Получился хороший финал.

 

   Кстати, всегда, заканчивая свои творческие встречи, я показываю фрагмент фильма с песней «Лучше гор могут быть только горы»... В апреле 1984 года я была на севере Иркутской области, в поселке Ербогачон. Там в клубе, скорее, даже во Дворце культуры проходил вечер. Перед этим фрагментом немного рассказала о фильме, о Володе и попрощалась со зрителями. Потом все посмотрели этот ролик и стали расходиться. А ко мне подошел молодой человек и попросил, чтобы я положила на Володину могилу белые гвоздики, и достал десять рублей. Я стала возражать: «Что я сама не могу купить цветов?» А он: «Лариса Анатольевна!

 

   Я очень люблю Высоцкого, я собрал все его песни, но я его не видел ни разу и не увижу уже никогда, да и в Москве, может быть, никогда не буду. Очень прошу: купите на эти деньги белых гвоздик». Я обещала. Но, знаете, как это часто бывает у актеров, по приезде в Москву ушла бы с головой в работу и, наверное бы, забыла. Но вот эта десятка — духовный долг, подкрепленный материальным, что ли... Пришла на Ваганьково, купила огромный букет белых гвоздик...

 

   Я много езжу по стране и могу сказать, что народная любовь к Володе не ослабевает. Не помню уже сейчас, где, в каком городе, увидела на стене метровые буквы: «Володя, ты с нами». Эту надпись все время местные власти приказывают замазывать, но она появляется снова и снова. Только вечером замажут, а утром опять — «Володя, ты с нами»...

 

 

   Взял интервью Сергей Жильцов,

сотрудник дирекции Дома Высоцкого на Таганке

 

 

   Дирекция будет признательна всем, кто может предоставить в будущий музей В. Высоцкого рукописи, фотографии, фонограммы, любую информацию, связанную с именем В. Высоцкого. Наш адрес: Москва, Нижне-Таганский туп., 11, строение 2, тел. 272-59-21.

 

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::