Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[25.01.1992]   «ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ ПУТИ»

Газета «Культура», 25 января, 1992 г.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Культура», 25 января, 1992 г. В. Чубуков: «Четыре четверти пути».

 

    «Четыре четверти пути»

 

    Сегодня — день рождения Владимира Высоцкого

 

 

    Жизнь человека можно измерять периодами, десятилетиями, годами. А можно — четвертями. И тогда речь будет идти о канатоходце. «...Он по жизни шагал над помостом по канату, по канату, натянутому, как нерв!». Это — Высоцкий. Почему он жил так, а не иначе? Наверное, потому, что было ему «очень нужно пройти четыре четверти пути». Путь пройден. И посмертно окружен пафосными речами, громкими словами, многозначительными воспоминаниями. Слава Богу, с годами они тише. Теперь время взглянуть на каждый шаг, пройденный по канату в отдельности. Изучить, как на моментальном снимке. Может, тогда нам, «лилипутам»,  путь его станет понятней.

 

 

    ...Две четверти

 

    Творческая судьба актера театра Владимира Высоцкого началась после получения им 20 июля 1960 года диплома об окончании Школы-студии МХАТа. На сцену Театра драмы и комедии на Таганке он впервые вышел 14 октября 1964 года. Время между этими датами было для него, пожалуй, самым сложным и самым трудным в его жизни.

 

    После окончания Школы-студии его приглашали к себе Н. Охлопков — в Театр имени Вл. Маяковского, Р. Быков — в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Высоцкий дал согласие Б. Равенских, недавно перешедшему из Малого театра в театр имени А. С. Пушкина. С открытием театрального сезона он был введен в комедию о молодежи «Трехминутный разговор» В. Левидовой на маленькую эпизодическую роль Кости, шофера.

 

    Затем сатирическая комедия Альдо де Бенедетти «Доброй ночи, Патриция!» — фотокорреспондент (роль без слов); сатирическая композиция по Б. Горбатову «Дороги жизни» — красноармеец Ляшенко (эпизодическая роль); комедия А. Толстого «Изгнание блудного беса» — массовка (без слов); представление неиндийской пьесы «Глиняная повозка» — игрок (без слов); пьеса И. Дворецкого «Трасса» — начальник отдела кадров (эпизодическая роль); сказка С. Аксакова «Аленький цветочек» — Леший (эпизодическая роль).

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Культура», 25 января, 1992 г. В. Чубуков: «Четыре четверти пути».    В 1961 году Высоцкий дебютировал в комедии Ярослава Дитла «Свиные хвостики» — снова в массовках. С таким репертуаром он проработал в театре чуть больше года и покинул его. Безработица, киномассовки. В некоторые попасть удавалось («Карьера Димы Горина», «Увольнение на берег», «713-й просит посадку»...), в другие — нет («Иваново детство»).

 

    В феврале 1962 года известный писатель-сатирик Владимир Поляков, руководивший при Москонцерте Московским театром миниатюр, под давлением своих же актеров подписал приказ о зачислении в труппу театра двух молодых: Владимира Высоцкого и Рудольфа Рудина. Через месяц с небольшим тем же Поляковым Владимир был отчислен из театра «за полное отсутствие чувства юмора».

 

    В мае 1962 года он возвращается в Театр имени А. С. Пушкина и с ходу вводится в три прежних спектакля и один новый «Дневник женщины» К. Финна, в котором играл роль Журина. В этом спектакле он исполнял под гитару песню, правда, не свою. Проработав в театре месяц, сыграв в 18 спектаклях и еще месяц на гастролях, Высоцкий был вынужден снова уйти.

 

    Поверил в него в 1964 году Юрий Петрович Любимов. С октября он уже играл в его театре и до конца года исполнил четыре роли в двух спектаклях («Герой нашего времени» и «Добрый человек из Сезуана»), что было дальше — известно.

 

    В. Чубуков

 

 

    ...Три четверти

 

    Поклонников Высоцкого ждет подарок — на подходе его неизвестный роман, написанный вместе с сибиряком Леонидом Мончинским, — «Черная свеча». Об этом нашему корреспонденту Светлане Шевченко рассказал иркутянин, благодаря которому и загорелась «Черная свеча».

 

    — С Володей в 1976 году меня познакомил Вадим Туманов, который был тогда председателем старательской артели «Лена». Там старался и я. Вместе с Володей мы объездили несколько участков — Барчик, Хомолхо, Перевоз, были на реке Вача, откуда и появилась его песня: «Я на Вачу еду плача...» Там Высоцкий узнал «других» людей, тех, которые работают без внутреннего сопротивления, притом всерьез и, извините за банальность, с полной отдачей.

 

    На серьезные размышления навели знакомства с заключенными, бывшими и нынешними. Они стали прототипами книги, которая охватывает период с 1951 по 1963 год. То, что творилось в зонах, формировало десятилетиями и нас.

 

    Это не книга ужасов, как предполагали сначала многие из первых читателей рукописи, а попытка взглянуть на себя по-иному: не как на стадо, которое любой может повести за собой, а как на личности, достойные уважения. Такие, которые в состоянии если не возвыситься, то хотя бы выжить.

 

    Главный герой романа — Вадим Упоров — сумел сохраниться в зоне как человек, ни разу не опустился до положения скота. Один из воров сказал ему: «Ты тоже волк, но белый». Трагедия Упорова в том, что жизнь его в послелагерном, этом мире становится гораздо более тяжкой. Так, может, наш мир вообще — ужаснее того беспредела?..

 

    Книгу мы писали на основе многих бесед, материалов, которые удалось раздобыть. Первую часть успели сделать с Володей вместе, вторую я писал один. Все было готово в 1984 году. Узнав об этом, некоторые собеседники спохватились. Образы там собирательные, никаких имен не названо, но у страха глаза велики — и в результате несколько раз прошли обыски. Изъяли фотопленки, где я снимал Володю, магнитофонные записи, блокноты. Поэтому и сейчас не хочу называть издательства, в которых книга выйдет.

 

    Таких людей, как Володя, я больше не встречал. У него было уникальное чувство Господа; я наблюдал его не раз. Вот случай. Однажды мы посетили Никольский храм в Забайкалье. Какие чудесные глаза у него были в церкви! Глядишь — не насмотришься... Там глаза не лгут. Верующая дама, которая отперла для нас храм, узнала песенного «блатаря» Высоцкого и очень ревностно наблюдала за нами. Но, пообщавшись, поразилась Володиному ощущению Бога. Когда Господь призвал его к себе, он не сопротивлялся...

 

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::