Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[25.02.1993]   ГАМЛЕТ С БОЛЬШОГО КАРЕТНОГО

Газета «Вечерняя Москва», 25 января, 1993 г.

 

 

    Гамлет с Большого Каретного

 ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Вечерняя Москва», 25 января, 1993 г. Ким СМИРНОВ: «ГАМЛЕТ С БОЛЬШОГО КАРЕТНОГО», фото В. МУРАШКО и А. СТЕРНИНА.

    25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 55...

 

 

 

    Он, конечно же, переживет нас всех. Переживет и две ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Вечерняя Москва», 25 января, 1993 г. Ким СМИРНОВ: «ГАМЛЕТ С БОЛЬШОГО КАРЕТНОГО», фото В. МУРАШКО и А. СТЕРНИНА.свои всесоюзные славы. Первую, прижизненную, опальную, которой так опасались вожди застойных времен, — но и они прокручивали «для домашнего потребления» его тиражировавшиеся по всей стране записи. В этой первой славе многое было от духовного сопротивления тоталитаризму, от демонстративного неприятия его. И еще — от уникального и закономерного явления, именуемого самодеятельной песней (хотя какая она самодеятельная в лучших, высокопрофессиональных своих образцах — песнях Окуджавы, Галича, Визбора, Матвеевой, Городницкого, Цоя, Макаревича?!), — одного из ковчегов, где в 60–70-х годах нашли прибежище самоутверждение и защита человеческой личности.

 

    Природу этой славы хорошо объяснил Булат Окуджава: «Огромная популярность В. Высоцкого явилась результатом не «всеобщей» любви, а признания единомышленников. Единомышленников оказалось много».

 

    Но и всеобщей любви было предостаточно, что особенно ясно стало на второй, посмертной волне его славы, совпавшей с крушением институтов тоталитарной власти и принесшей не только официальное восстановление справедливости по отношению к его таланту, но и буквально девятый вал всероссийской, всесоюзной и даже всемирной популярности. Марина Влади права: «У Володи было много друзей. Одни встречались с ним каждый день, другим лишь удавалось иногда попасть на его концерты, третьи только слушали магнитофонные записи. Но все они были друзьями».

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Вечерняя Москва», 25 января, 1993 г. Ким СМИРНОВ: «ГАМЛЕТ С БОЛЬШОГО КАРЕТНОГО», фото В. МУРАШКО и А. СТЕРНИНА.    Каждый брал и берет от Высоцкого столько, сколько в силах взять себе на душу. И неблагодарное дело — ставить под сомнение искренность этой дружбы, этой любви. Но нечестно было бы не видеть, что есть сегодня и другое — всеобщая мода «на Высоцкого», бездумное идолопоклонение. Раньше любить Высоцкого было вызовом, порой и небезопасным. Сегодня это престижно. Спокойное, трезвое осмысление того, кем и чем был он в нашей нынешней и многовековой культуре, еще ждет нас впереди.

 

    Впрочем, такое восприятие имени и судьбы Высоцкого не в сиюминутности бенгальской славы, а в великом личностном ряду России уже начинает складываться. Давид Самойлов слышал в его поэтике некрасовскую и есенинскую традиции, отголоски Северянина, гражданский накал Маяковского: «Новаторство Высоцкого — а оно, несомненно, и ждет серьезного изучения — основано на широкой базе русской поэтической культуры, от романтизма до двадцатого века». Опадет со временем мишура кумиропочитания московского мальчишки с Большого Каретного, ставшего «всесоюзным Володей», и останется личность, вехи в становлении новых духовных начал нового общества. А любовь, наверное, тоже останется.

 

    Недавно довелось мне побывать в легендарном Эльсиноре (сейчас он называется Хельсингёр), в замке Гамлета. Крепостные стены поднимались над струящимися по ветру травами. Ветер доносил дыхание полевых цветов, запахи окалины старинных пушечных ядер и якорей, близкого моря. Мирные лебеди проплывали по зеленой воде во рву, окаймлявшем замок. Шекспировская мемориальная доска напоминала о событиях, имевших здесь место столетия назад. Тех, с которыми впервые познакомился я по затрепанному «Гамлету» из школьной библиотеки вскоре после 9 мая 1945 года, отдаленного всего семью месяцами от гибели отца в Польше, под еще не взятой Варшавой. Война кончилась. Мстить уже было некому. Но все духовные шекспировские глубины затмила тогда тень отца Гамлета: «Прощай, прощай и помни обо мне!» Это первое, личное прочтение осталось навсегда.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Вечерняя Москва», 25 января, 1993 г. Ким СМИРНОВ: «ГАМЛЕТ С БОЛЬШОГО КАРЕТНОГО», фото В. МУРАШКО и А. СТЕРНИНА.    Теперь, в Эльсиноре, все располагало к тому, чтобы пробудить в памяти великий образ, изваянный в нашем кинематографическом «Гамлете» Козинцевым и Смоктуновским, с перенесением главного акцента на сцену с флейтой, на которой невозможно играть, не умея, не зная всех ее особенностей и секретов. На так созвучную нашему веку мысль о сопротивлении личности попыткам общества, власти играть на ее неповторимых, сокровенных струнах.

 

    А вспомнился — по контрасту, что ли? — другой, тоже очень личный, для души, Гамлет. Гамлет Высоцкого.

 

    Свидетельство Аллы Демидовой: «Почему именно он нашел отклик в сердцах у миллионов людей? Я не социолог, но мне кажется, бродившие чувства протеста, самовыявления, осознания были выражены в искусстве — в данном случае в театре 60-х годов — криком. Мы не могли выразить в словах, но крик боли резонировал. Высоцкий своим уникальным голосом, как никто, подхватил эту ноту».

 

    Это очень точное чувствование Высоцкого в «Гамлете», в жизни, которое трудно передать тем, кто его не видел на сцене. Бередил душу уже не столько Шекспир с его вселенским, во все века завязываемым и развязываемым философским узлом, а именно крик души моего современника, который, ища точку опоры, хватается, как за соломинку утопающий, за Шекспира. Хватается за тот занавес, что режиссерски вобрал в себя всю пьесу, и казалось, почти ничего не оставлял для голоса, жеста, пластики, игры актеров. Но они, актеры, разрушали это самое «казалось».

 

    И здесь кончался «Гамлет» — начинался Высоцкий. Один на один против всего, что он не мог принять в нашей жизни, в нашей стране. Один на один против Системы. Но не против страны, ее людей. Тут очень тонкая, неуловимая, ныне многих разделяющая грань.

 

    Если хотите, лейтмотивом, эпиграфом к Гамлету Высоцкого его «Я не люблю» может стать не в меньшей мере, чем стихи Пастернака, которыми он под гитару открывал тот спектакль. За этим «Я не люблю» стоит такое глубокое, неодолимое «Я люблю», которое и не снилось тем, кто и сегодня, и вчера, и во все века, еще до Шекспира и принца Гамлета, угодливо изгибал душу и спину по лекалам господствующей силы. Тем, о ком Высоцкий сказал:

 

В угодники идут легко,

В пророки неохотно.

 

    Благодаря этому угодничеству из века в век пребывающее в меньшинстве, но хорошо организованное зло властвует над миром, и Высоцкий, ощущавший всенародную любовь, ощущал между тем и атмосферное сверхдавление начальствовавшего в его стране зла. Не зла даже, а ограниченности, номенклатурной тупости.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Вечерняя Москва», 25 января, 1993 г. Ким СМИРНОВ: «ГАМЛЕТ С БОЛЬШОГО КАРЕТНОГО», фото В. МУРАШКО и А. СТЕРНИНА.    Я бы уважал тех, кто честно не принимал Высоцкого раньше и не изменил своих позиций сейчас. Но где они, эти вчерашние противники? В друзья, близкие знакомые, давние почитатели к Высоцкому набиваются нынче многие. Но сколько же среди них все тех же угодников!

 

    Вот мне говорят об одном из тех, кто во времена оные гневно обличал Высоцкого: он сейчас очень переживает. Да не то он переживает, что обличал! А то, что непредсказуемо поменялись приоритеты в окружающем мире, и вот приходится сожалеть, что не тех когда-то ругал, не тех хвалил. Ведь и тогда было ясно, что все эти атаки против Высоцкого не просто дикость, невежество, а угодничество перед власть имущими. Как и очень многие нынешние панегирики в его адрес остались таким же угодничеством перед демонической властью новых стереотипов.

 

    И то, и другое — оскопление живого, реального Высоцкого. Так что, когда речь заходит о том, каким он был в жизни, я доверяю свидетельствам весьма немногих духовно близких ему людей. И свидетельствам самого Высоцкого.

 

   За 10 лет до смерти. 28 июня 1970 года, он заполнил любопытную анкету. Вот ответы на некоторые из десятков ее вопросов.

 

Любимый писатель? — Булгаков.

 

Поэт? — Б. Ахмадулина.

 

Актер? — М. Яншин.

 

Актриса? — 3. Славина.

 

Театр, спектакль, режиссер? — Театр на Таганке. «Живой». Любимов.

 

Фильм, кинокомедия, кинорежиссер? — «Огни большого города». Чаплин.

 

Скульптор, скульптура? — «Мыслитель». Роден.

 

Художник, картина? — Куинджи, «Лунный свет».

 

Композитор, музыкальное произведение, песня? — Шопен. «12-й этюд». Песня «Вставай, страна огромная».

 

Идеал женщины? — Секрет.

 

Самая замечательная историческая личность? — Ленин. Гарибальди.

 

Историческая личность, внушающая тебе отвращение? — Гитлер и иже с ним. Мао.

 

Самый выдающийся человек современности? — Не знаю таких.

 

Скажи мне, кто твой друг? — Золотухин.

 

За что ты его любишь? — Если знать за что, тогда это уже не любовь, это — хорошее отношение.

 

Чего тебе недостает? — Времени.

 

Каким человеком ты считаешь себя? — Разным.

 

За что ты любишь жизнь? — Какую?

 

Чего ты хочешь добиться в жизни? — Чтобы помнили, чтобы везде пускали.

 

Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ? — Еще одну жизнь.

 

Какое событие стало бы для тебя самым радостным? — Премьера «Гамлета».

 

Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал главой Советского правительства? — Отменил цензуру.

 

Что бы сделал, если бы стал обладателем миллиона рублей? — Устроил банкет.

 

Твое увлечение? — Стихи. Зажигалки.

 

Любимое место в любимом городе? — Самотека. Москва.

 

Любимая футбольная команда? — Нет.

 

Ты счастлив??? — Иногда — да.

 

Хочешь ли быть великим и почему? — Хочу и буду. Почему? Ну уж это, знаете!..

 

    Я не отношусь к тем людям, которые виделись с Высоцким каждый день. Беседовал с ним лишь однажды. Но довольно долго, несколько часов. Случилось это в шестидесятых, когда он уже снялся в «Вертикали», но еще не играл Гамлета. Гостем нашего студенческого отдела «Комсомольской правды» был журналист из болгарской «Студенческой трибуны», заядлый, кстати, альпинист, и мы предлагали ему организовать встречи с Гагариным, с героем Сталинграда генералом Родимцевым, другими известными людьми. А он непременно хотел прежде всего встретиться с Высоцким. Желания наши совпадали. Позвонили Владимиру Семеновичу. Получили согласие.

 

   Беседовали втроем, в буфете старого Театра на Таганке, малолюдном в дневные репетиционные часы. Высоцкий поразил неожиданной мягкостью, деликатностью, незащищенностью даже какой-то. Наверное, кто знал его дольше и лучше, знавал его и иным, более жестким. Но мне он запомнился тогда именно таким. И потом это ощущение не покидало, когда увидел его в «Гамлете». Оно просвечивало через тот самый, довольно резкий крик души.

 

    Как-то незаметно, естественно, он в нашем разговоре перешел от коллекции зажигалок к рассказу о своем друге, который коллекционирует весны: раньше всех встречает весну на крайнем юге страны, а потом движется вместе с ней до Крайнего Севера. Теперь задним числом думается: это он очень точно и о себе сказал...

 

    В рассказе известного фантаста неосторожное уничтожение всего одной бабочки в прошлом на 180 градусов повернуло все течение и природного, и человеческого прогресса в будущем. Той же тревогой о последствиях пронизан был «Гамлет» на Таганке. И эта тревога вела Высоцкого к его личному «быть или не быть».

 

    Нет, его Гамлет не боится действия. В неприятии, отвержении зла он не колеблется. Останавливает его другое: предчувствие того, что борьба против зла может породить новую волну насилия, эскалацию, приумножение зла. Для него важно, чтобы удар был точным, чтобы он не поразил невинного. Все его роли, песни, стихи, вся жизнь — бережное, осторожное отношение духовно сильного человека к настоящему, к прошлому, к людям рядом с собой — чтобы не повредить будущему.

 

    27 июля 1980 года он должен был играть Гамлета. В репертуарный распорядок вмешалась смерть. Зрителям предложили вернуть билеты и получить назад свои деньги. Ни один человек не вернул...

 

    Ким СМИРНОВ.

   Фото В. МУРАШКО и А. СТЕРНИНА

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::