Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[06.01.1988]   КОГДА ЖЕ ЭТО ВСЕ КОНЧИТСЯ?

«Литературная газета», 06 января, 1988 г.

 

РЕЗОНАНС

 

КОГДА ЖЕ ЭТО ВСЕ КОНЧИТСЯ?

 

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. «Литературная газета», 06 января, 1988 г. Арсений ГУЛЫГА: «КОГДА ЖЕ ЭТО ВСЕ КОНЧИТСЯ?». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   В статье «А если без эпатажа?» («ЛГ» от 3 февраля 1988 г.) Н. Скатов уже протестовал против нового школьного предмета, обозначенного неблагозвучной аббревиатурой МХК (мировая художественная культура).

 

   Реакции со стороны инстанций не последовало. Более того, издательство «Просвещение» печатает утвержденную Министерством просвещения программу, которая станет обязательной для педагогов. Программа эта чудовищна. Судите сами. К сонму деятелей мировой культуры, подлежащих изучению, причислены Лебедев-Кумач, В. Инбер, Высоцкий, но нет среди них Гомера, Данте, Шекспира. Учащиеся должны дважды (в 9-м и 10-м классах) обращаться к творчеству Пикассо, но им ни разу не расскажут ни о Леонардо, ни о Рафаэле, ни о Рембрандте. Дважды фигурирует в программе Д. Кабалевский — на обороте титула как научный руководитель программы и далее как объект изучения («Любовь к жизни, утверждение света, солнца, добра, красоты творческого труда — главное в творчестве композитора»). Много места отведено кино (Козинцев, Герасимов, Рошаль, Юткевич и т. д.), но ни слова о существовании театра (и соответственно о Станиславском и Шаляпине). Нет архитектуры (и соответственно великих зодчих). От школьника требуется знание «В исправительной колонии» Ф. Кафки, но знакомство с «Фаустом» не предусмотрено. И т. д. и т. п.

 

   Максимальное приближение к современности достигнуто простым приемом — усекновением древности. Античность, средневековье, Возрождение, XVII век просто выброшены из мировой культуры, видимо, за давностью лет и неактуальностью. МХК начинается с эпохи Просвещения. Венера Мелосская. Парфенон, готика, Шекспир и Овидий нашим детям и внукам не нужны. Вместо этого им предлагается Сальвадор Дали — «уход в иррациональный подсознательный мир («Пылающий жираф», «Страшная игра» и т. д.). Буржуазное искусство распада». Может быть, грамотнее было сказать: «распад буржуазного искусства»? Впрочем, это мелочь, важнее подумать над тем, нужен ли вообще «распад» школьнику, когда задача состоит в том, чтобы воспитать у него чувство прекрасного, привить хороший вкус? Увы, новый курс такой задачи не ставит: в школу вводится «предмет, рассматривающий общие закономерности развития различных искусств в их тесной взаимосвязи». Как же эти закономерности выявлять, когда целые виды искусства и его важнейшие эпохи просто опущены? Задача поставлена перед средней школой невыполнимая да и практически ей не нужная. Нельзя объять необъятное, тем более нельзя уверять, что ты это сделал, одно слово — шарлатанство.

 

   Курс МХК надо немедленно отменить. Знакомство с зарубежной художественной культурой осуществлять в меру возможностей преподавателя на уроках истории, музыки, литературы (конечно же, в первую очередь знакомить с «Гамлетом» и «Фаустом»).

 

   Наиболее действенное средство художественного воспитания в школе — изучение родной словесности. А здесь как раз дело обстоит из рук вон плохо. Восемь лет назад «ЛГ» провела обмен мнениями о преподавании литературы. Автор этих строк писал об учебниках, приводил примеры неряшливости и безграмотности. В новом издании перечисленные мной ляпсусы убраны, но остались другие, на которые обратил внимание педагог А. Бессмертный («ЛГ» от 23.12.1987 г.).

 

   Создание учебника литературы — задача не только педагогов, но и писателей. Союз писателей тоже в ответе за то, как осваивается народом литературная классика. Ведь он носитель традиции. Я не могу себе представить, чтобы литератор, написавший проникновенную книгу о Пушкине или о Гоголе, отказался кратко изложить суть дела для школьников. У нас есть хорошие книги о классиках, надо объединить усилия авторов этих книг для создания учебника.

 

   Надо пересмотреть программу по литературе, добавить туда Карамзина — создателя современной русской прозы, добавить хороших поэтов, конечно же, в первую очередь Гумилева, восстановить в правах «Обломова».

 

   Разговор о преподавании литературы тянется десятилетиями. Когда же все это кончится?

 

Арсений ГУЛЫГА, доктор философских наук.

член СП СССР

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::