Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[25.01.1998]   Серия «Кумиры»: «КОГДА ЖЕ ПИРАТЫ СПУСТЯТ ФЛАГ?», «ЧЕЙ КУМИР ВЫСОЦКИЙ?»

Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 25 января, 1998 г.

 

   ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

 

   Окончание. Начало: Серия «Кумиры»: ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

 

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 25 января, 1998 г. Высоцкий на компакт-дисках: «КОГДА ЖЕ ПИРАТЫ СПУСТЯТ ФЛАГ?»; «ЧЕЙ КУМИР ВЫСОЦКИЙ?». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   КОГДА ЖЕ ПИРАТЫ СПУСТЯТ ФЛАГ?

   Высоцкий на компакт-дисках

 

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 25 января, 1998 г. Высоцкий на компакт-дисках: «КОГДА ЖЕ ПИРАТЫ СПУСТЯТ ФЛАГ?»; «ЧЕЙ КУМИР ВЫСОЦКИЙ?». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   Авторских дисков Высоцкого было издано немало. Вначале следует упомянуть продукцию наследницы «Мелодии», фирмы «Русский Компакт Диск». В 1996 году на основе записей, сделанных Высоцким для фирмы «Мелодия» в 70-х годах и впоследствии включенных ею в первый его советский компакт-диск (Избранное. 1991. SUCD 60-00293), был издан диск «Лирическое» (RCD 26806), состоящий из тех же записей, кроме четырех песен, исключенных по неизвестной причине. Единственным объяснением его появления служит отнесение фирмой этого диска к новой серии «Память сердца».

 

   Гораздо больший интерес для поклонников творчества Высоцкого представляет продукция двух других фирм — SoLyd Records и PolyGram. Первая из них продолжила работу над серией «Высоцкий» (в просторечии именуемой «Серия с автографом»), издав в ней пятый диск — «Охота на волков» (SLR 0035), в который включены песни 1961-1968 годов, по большей части те, которые известны всего в одном-двух исполнениях и достаточно высококачественных записей которых не сохранилось. Почти одновременно с ним появился CD фирмы PolyGram «Натянутый канат» (531605-2), являющийся переизданием известного винилового диска фирмы Polydor 1977 года в оформлении, повторяющем оригинальное, — изменен лишь порядок песен.

 

   SoLyd Records, подхватив эстафету PolyGram, пошла тем не менее своим, заслуживающим внимания путем. В оформлении, близком серийному, был издан двойной компакт-альбом «Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого» (SLR 0061/62). Он, однако, не повторяет известный виниловый двойной альбом, пиратски выпущенный в 1979 году, поскольку не списан с него, а подготовлен на основе качественной полной записи того же концерта 17 января 1979 года, из которой были вырезаны лишь пояснения — переводы песен на английский язык. Не очень понятно, правда, почему нельзя было использовать запись песни «Инструкция перед поездкой» без небольшой «дырки» в записи, оставшейся на компакт-диске. Но это, впрочем, частность, а значительный интерес к этому изданию побудил SoLyd продолжить ту же линию двойным компакт-альбомом «Прерванный полет» (SLR 0066/67). И опять — это вовсе не переиздание известного французского CD, которым на самом деле является выпущенный в 1993 году диск фирмы Ладъ «Высоцкий в Париже» (LDR 437002). В альбом на основе лицензии французской фирмы Le Chant du Monde вошли все записи, сделанные Высоцким во Франции для этой фирмы (для тех, кто ориентируется на виниловые диски, уточним, что эти записи были использованы на известной пластинке Le Chant du Monde 1977 года и двойном альбоме «Прерванный полет» — 1981 года). При этом запись «Песенки про мангустов» фирмой не издавалась.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 25 января, 1998 г. Высоцкий на компакт-дисках: «КОГДА ЖЕ ПИРАТЫ СПУСТЯТ ФЛАГ?»; «ЧЕЙ КУМИР ВЫСОЦКИЙ?». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   И уже в начале 1997 года к слушателям бравурным аккордом пришла еще одна продукция PolyGram, «о необходимости которой так долго говорили» все любители творчества Высоцкого. Комплект из семи компакт-дисков «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина» (APOLCD-01-07) в основном повторяет известный виниловый альбом из семи дисков (Apollon Foundation, 1987). На некоторых компакт-дисках изменился порядок песен по сравнению с виниловыми пластинками; песня «Я из дела ушел» перекочевала со второго диска — на котором ей следовало быть, если бы диски полностью повторяли винил, — на седьмой, вытеснив из него песню «В сон мне желтые огни...», в результате на компакт-дисках комплекта вообще отсутствующую. Зато на вышеупомянутом втором диске появилась «Песня про холеру», которой в виниловом альбоме не было.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 25 января, 1998 г. Высоцкий на компакт-дисках: «КОГДА ЖЕ ПИРАТЫ СПУСТЯТ ФЛАГ?»; «ЧЕЙ КУМИР ВЫСОЦКИЙ?». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   Стоит, вероятно, упомянуть об авторских CD-ROM Высоцкого. До сих пор ни на одно подобное издание разрешения у наследников получено не было, так что все варианты обоих имеющихся в музее CD-ROM являются, попросту говоря, пиратскими. Это в первую очередь диск «Владимир Высоцкий», который, возможно, изначально был подготовлен в США — во всяком случае, некая американская фирма дает на вкладыше к нему свой электронный адрес, а в Internet можно найти ее реквизиты и условия его приобретения; впрочем, отечественные умельцы вовсю им торгуют по цене в 7-8 раз меньшей, убрав, правда, на вкладыше ненужный электронный адрес. Как говорится, вор у вора... Отечественная копия распространена у нас под названием «Владимир Высоцкий. 360 песен». Помимо песен он предоставляет своим обладателям большую подборку фотографий Высоцкого и десяток минутных видеофрагментов. Второй CD-ROM, вероятно, чисто российский, часто представляется как подготовительный вариант предыдущего. Он включает в себя значительно меньшее число песен — лишь те, что звучат на наших же компакт-дисках «Высоцкий в Париже», «Натянутый канат» и «Лирическое», — но зато сопровожденных текстами. Он тоже содержит подборку фотографий. В разных вариантах оформления он называется либо «Владимир Высоцкий. 60 песен», либо «Владимир Высоцкий. Часть первая».

 

   Если уж зашла речь о соблюдении авторских прав, то следует упомянуть, что договоры на издание записей Высоцкого с его наследниками заключили лишь фирмы SoLyd Records и Русский Компакт Диск, все же остальные вышеупомянутые диски выпущены с нарушением закона.

 

   И уж совсем напоследок несколько слов об аудиокассетах. Отрадно констатировать, что в основном бум на пиратские кассеты заканчивается. В обозреваемый период практически все попадавшиеся кассеты представляли собой легально изданные версии компакт-дисков. Помимо них следует, безусловно, упомянуть серию из тридцати кассет с песнями Высоцкого в авторском исполнении, базирующуюся в основном на записях из коллекции А. Петракова, выпущенную фирмой Moroz Records. Отрадно, что появилась столь полная аудиоподборка произведений Высоцкого, но остается сожалеть, что далеко не все записи, представленные в ней, того качества, какого могли бы быть. Кроме того, по нашим сведениям, фирма приобретала авторские права на публикацию поэтических текстов, а не аудиозаписей, так что и здесь тоже есть проблемы с легальностью. Заслуживает доброго слова активная деятельность фирмы «Московские окна», издающей записи авторской песни. На многих выпущенных ею аудиокассетах звучат песни, посвященные Высоцкому, а одна даже целиком из них составлена: «Памяти Владимира Высоцкого: Вечер в ДК «Прожектор» 26 дек. 1980 г.» (МО 098).

 

   Таким образом, последний год оказался в целом весьма «урожайным» на обозреваемую аудиопродукцию; будем надеяться, что издательские фирмы в текущем году не остановятся на достигнутом и смогут еще не раз порадовать любителей творчества Высоцкого, причем будут делать это цивилизованно.

 

   В. ДУЗЬ-КРЯТЧЕНКО

 

   МИР ВЫСОЦКОГО. 1997 г.

 

 

 

   ЧЕЙ КУМИР ВЫСОЦКИЙ?

 

 

   Двадцати пяти молодым людям — московским старшеклассникам и студентам — было задано три вопроса:

 

   1. Чей кумир Владимир Высоцкий?

 

   2. Кто из его поэтических и сценических героев переживет свое время?

 

   3. Если бы он жил сегодня, о чем бы, на ваш взгляд, пел и писал?

 

   На первый вопрос респонденты в основном отвечали так: «не знаю», «не мой, но моих родителей», «старшего поколения». Молодежь объясняла это приходом новой музыкальной культуры, новых стилей, иными интересами. Среди наиболее интересных ответов приведу такие:

 

   Константин Щекочихин, студент факультета журналистики: «Молодежи нужно еще дорасти до песен Высоцкого — они не всегда нам понятны...»

 

   Илья Трояновский, 11-классник: «Высоцкий был великим поэтом, музыкантом, талантливым актером, естественно, что он был кумиром своего поколения».

 

   Марина Соколова, 11-классница: «Нам он нужен как История».

 

   Анна Крастелева, 10-классница: «Если его песни интересны таким современным группам как «Алиса« и «Зоопарк», то кому-то они всегда будут интересны».

 

   Антон Волков, 11-классник: «Если считать, что он уже классик, то знать его надо, но молодые больше увлечены современными направлениями в музыке».

 

   Большинство респондентов, отвечая на второй вопрос, назвало и героев песен Высоцкого, которые пережили свое время.

 

   Это и образы песен из фильма «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг...), павшие солдаты («На братских могилах не ставят крестов»).

 

   Десятиклассница Аня Крастелева уверена, что не забудутся его песни к сказке «Алиса в стране Чудес».

 

   Студентка Марина Соколова, устав перечислять: «Охота на волков», «Разговор у телевизора», «Серегу», подытожила: «Много его песен запомнится надолго, а из ролей — Гамлет».

 

   Из киногероев Высоцкого популярным оказался, конечно же, Глеб Жеглов («Место встречи изменить нельзя»).

 

   Что касается ответа на третий вопрос, то молодежь считает, что сегодня Высоцкий писал бы о том «что у нас наболело» — о наркотиках, о «новых русских», «о слоях общества незащищенных и при советской власти и сейчас».

 

   Студент Сергей Гриб считает, что «тему Чечни Высоцкий не обошел бы».

 

   Словом, молодежь помнит и с уважением относится к творчеству Владимира Высоцкого. Такой мыслью я и закончу свой ненаучный опрос.

 

   Спрашивал и комментировал

    Олег АНИСИМОВ

 

 

 

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 25 января, 1998 г. Лариса ЛУЖИНА: «ЭТА ПЕСНЯ ПРО МЕНЯ»; «ОХОТА НА ВОЛКОВ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   Лариса ЛУЖИНА:

 

   «ЭТА ПЕСНЯ ПРО МЕНЯ»

 

 

   В своих воспоминаниях о Высоцком Станислав Говорухин писал: «В горах, летом 66-го, он написал шуточную песню — «Она была в Париже».

 

   Повод написания этой песни обычно ошибочно приписывался знакомству с Мариной Влади, с которой в то время Володя еще знаком не был. На самом деле повод дала Лариса Лужина, работавшая с нами в картине. Перед «Вертикалью» она снялась в фильме «На семи ветрах» и еще в нескольких фильмах совместного производства и в связи с этим объездила весь мир. Володя в то время еще не ездил за границу, и рассказы Ларисы произвели на него большое впечатление.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 25 января, 1998 г. Лариса ЛУЖИНА: «ЭТА ПЕСНЯ ПРО МЕНЯ»; «ОХОТА НА ВОЛКОВ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова. 

   А вот как вспоминает в своем недавнем интервью об этом сама Лариса Лужина.

 

   — Вы познакомились с Владимиром Высоцким на съемках «Вертикали»?

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 25 января, 1998 г. Лариса ЛУЖИНА: «ЭТА ПЕСНЯ ПРО МЕНЯ»; «ОХОТА НА ВОЛКОВ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   — Я его знала раньше. Он часто приходил к нам в общежитие. Слышала его песни. Мне кажется, до Франции он был крепыш, недаром Марина в него влюбилась, она почувствовала сильное мужское начало, потом, когда он стал жить в Париже, на нем появился другой отпечаток, он сделался субтильным. Из невысокого, но могучего русского парня как бы ушла сила. Такой французик... Я встречала его потом в театре, в джинсовом костюмчике, худенький, маленький.

 

   — Он вам нравился?

 

   — Симпатичный был парень, талантливый, очень добрый. Широкая натура. Ухаживать умел красиво. И цветы дарил, и песни. А чтобы влюбиться... такого не было. Володя вообще влюбчивый был, за всеми ухаживал. Нельзя сказать, чтобы он за мной особенно ухаживал, но на съемках внимание уделял. Написал для меня песню «Она была в Париже». Я в это время снималась в Германии, а Володя тоже куда-то уезжал.

 

   — Многие считают, что эту песню Высоцкий посвятил Марине Влади.

 

   — Нет, тогда он еще не был с ней знаком. Эта песня немножко обидная была для меня, как будто я легкомысленная, ни песен его не понимаю, ни его самого. Мне рассказывали, что Марину Влади на одном вечере спросили, ей ли посвящена эта песня. Она ответила, что не ей, а Лужиной.

 

Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу.

Наверно, я погиб: робею, а потом —

Куда мне до нее — она была в Париже,

И я вчера узнал — не только в ем одном!

 

Какие песни пел я ей про Север дальний! —

Я думал: вот чуть-чуть — и будем мы на ты, —

Но я напрасно пел о полосе нейтральной —

Ей глубоко плевать, какие там цветы.

 

Я спел тогда еще — я думал, это ближе —

«Про счетчик», «Про того, кто раньше с нею был»...

Но что ей до меня — она была в Париже, —

Ей сам Марсель Марсо чевой-то говорил!

 

Я бросил свой завод — хоть, в общем, был не

вправе, —

Засел за словари на совесть и на страх...

Но что ей от того — она уже в Варшаве, —

Мы снова говорим на разных языках...

 

Приедет — я скажу по-польски: «Прошу,

пани,

Прими таким как есть, не буду больше

петь...»

Но что ей до меня — она уже в Иране, —

Я понял: мне за ней, конечно, не успеть!

 

Она сегодня здесь, а завтра будет в Осле, —

Да, я попал впросак, да, я попал в беду!..

Кто раньше с нею был, и тот, кто будет

после, —

Пусть пробуют они — я лучше пережду!

 

1966 г.

 

   ОХОТА НА ВОЛКОВ

 

   Когда была написана песня «Охота на волков», Евгений Евтушенко прислал с Севера, где он гостил у моряков, телеграмму: «Слушали твою песню двадцать раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени»...

 

Рвусь из сил — и из всех сухожилий,

Но сегодня — опять как вчера:

Обложили меня, обложили —

Гонят весело на номера!

 

Из-за елей хлопочут двустволки —

Там охотники прячутся в тень, —

На снегу кувыркаются волки.

Превратившись в живую мишень.

 

Идет охота на волков, идет охота —

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до

рвоты,

Кровь на снегу — и пятна красные

флажков.

 

Не на равных играют с волками

Егеря — но не дрогнет рука, —

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка.

 

Волк не может нарушить традиций, —

Видно, в детстве — слепые щенки —

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: нельзя за флажки!

 

И вот — охота на волков, идет охота —

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до

рвоты,

Кровь на снегу — и пятна красные

флажков.

 

Наши ноги и челюсти быстры, —

Почему же, вожак, — дай ответ —

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем — через запрет?!

 

Волк не может, не должен иначе.

Вот кончается время мое:

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся — и поднял ружье.

 

Идет охота на волков, идет охота —

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики,

и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу — и пятна красные

флажков.

 

Я из повиновения вышел —

За флажки, — жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивленные крики людей.

 

Рвусь из сил — и из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера:

Обложили меня, обложили —

Но остались ни с чем егеря!

 

Идет охота на волков, идет охота —

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до

рвоты,

Кровь на снегу — и пятна красные

флажков.

 

 

 

   В номере, наряду с оригинальными материалами, использованы фрагменты и иллюстрации из книг «Четыре четверти пути», «Старатель», «Живая жизнь», «Владимир Высоцкий», «Владимир Высоцкий в кино», «Факты его биографии», «Владимир, или Прерванный полет», «Фрейд: новые иллюстрации», из альманаха «Мир Высоцкого», из газет «Менестрель», «ЛГ-досье», «Совершенно секретно».

 

   Фото В. Мурашко, В. Богданова, М. Лемкина.

 

    В оформлении номера использованы работы М. Златковского.

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::