Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[09.03.1988]   МАРШРУТАМИ ПЕСЕН ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

Буклет Московского городского туристского клуба, 1988 г.

 

 

МАРШРУТАМИ ПЕСЕН ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

 

 

   Дорогие друзья!

   Перед вами первый выпуск из серии рекламных буклетов «Маршрут прокладывает песня», издаваемых Московским городским центральным туристским клубом. Давно замечена простая цепочка, связывающая туризм и песню. Сначала человек под впечатлением от увиденного слагает песни, а затем они сами же зовут многих и многих других людей побывать в тех местах, где, собственно говоря, они — эти песни — и рождались.

 

   — В горах я написал свои самые любимые песни и вовсе не для картины, а просто так, пытаясь ответить на вопрос: «Зачем люди ходят в горы и что они, собственно, там делают, чем занимаются!» — пояснял на своих авторских вечерах Владимир Высоцкий. Думается, всем туристам небезынтересно будет узнать, где именно сложились его знаменитые горные песни.

 

 

   Рассказывает мастер спорта по альпинизму Герман Каинов, который был инструктором по технике восхождения и дублером на съемках кинофильма «Вертикаль».

 

   — Съемки проходили в августе-сентябре 1966 года. Это время в горах считается уже предзимним: начинаются снегопады. Местом размещения съемочной группы стала гостиница «Иткол», расположенная в Баксанском ущелье. Из ее окон хорошо видны вершины Накра, Донгуз-Орун, Чегет, Азау — наконец, величавый двуглавый Эльбрус. На съемки выезжали в Шхельдинское ущелье. Палаточный лагерь киноэкспедиции располагался прямо напротив стен Шхельды, где беспрерывно, как и положено в начале осени, гремели лавины. Со съемочной площадки просматривались Ушба, пики Кавказ и Щуровского. Отсюда же, с северной стороны Главного Кавказского хребта, начинается Ушбинский перевал — довольно трудный для прохождения. Во время тренировок мы с Володей не раз поднимались и на него. Отработкой ледовой техники занимались на леднике Кашка-Таш. Кстати, как раз в тех краях, где снимался фильм, есть два знаменитых перевала: Донгуз-Орун и Бечо. Знаменитых тем, что в годы войны именно там наши бойцы остановили наступление гитлеровцев в горах Кавказа. И даже спустя десятилетия там порой еще попадаются обломки немецкой военной техники, а на самих перевалах сохранились остатки наших боевых укреплений, сложенные из камней.

 

 

   Маршрут прокладывает песня

 

   Туристам Москвы и других городов, занимающимся горным туризмом, рекомендуются следующие классифицированные маршруты*, связанные с местами рождения горных песен Владимира Высоцкого:

 

   I категория сложности. Пос. Терскол пер. Донгуз-Орун (IА) сел. Шдигури — г. Местия (автомашиной) рад. выход к лед. Чалаат или к лед. Лекзыр сел. Жабеши (автомашиной) пер. Угыр (н/к) сел. Адиши пер. 2800 м. (IА) сел. Халде — сел. Ушкули пер. Загар (н/к) сел. Курулдаш.

 

   II категория сложности. Пос. Эльбрус р. Ирик пер. Терскол (IБ) или пер. Терсколак (IБ) пос. Терскол пер. Донгуз-Орун (IA) р. Накра пер. Физкультурник (IБ) р. Долра сел. Бечо г. Местия.

 

   III категория сложности. Сел. Эльбрус пер. Бечо (IБ) — пер. Ахсу (2А) — р. Адылсу пер. Курмычи + пер. Джаловчат (IБ) р. Адырсу пер. Местийский (2А) — сел. Местия пер. Эли (н/к) пер. Лассиль (IА) сел. Цхенисцхали.

 

   За справками можно обращаться в Маршрутно-квалификационную комиссию г. Москвы. Адрес: 109004, Москва, Б. Коммунистическая, ул., д. 17. Тел. 272-79-93

___________________

*Маршруты выбраны из сборника «Перечень классифицированных туристских маршрутов на 1986-1988 годы» (М.: ЦРИБ «Турист», 1986).

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Буклет Московского городского туристского клуба, 1988 г. «МАРШРУТАМИ ПЕСЕН ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Буклет Московского городского туристского клуба, 1988 г. «МАРШРУТАМИ ПЕСЕН ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова. 

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Буклет Московского городского туристского клуба, 1988 г. «МАРШРУТАМИ ПЕСЕН ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.

 

ГОРНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ

 

Ну вот, исчезла дрожь в руках.

Теперь — наверх!

Ну вот, сорвался в пропасть страх

Навек, навек.

Для остановки нет причин —

Иду скользя...

И в мире нет таких вершин,

Что взять нельзя.

 

Среди нехоженых путей

Один — пусть мой.

Среди невзятых рубежей

Один — за мной!

А имена тех, кто здесь лег,

Снега таят...

Среди нехоженых дорог

Одна — моя!

 

Здесь голубым сияньем льдов

Весь склон облит,

И тайну чьих-нибудь следов

Гранит хранит...

И я гляжу в свою мечту

Поверх голов

И свято верю в чистоту

Снегов и слов.

 

И пусть пройдет немалый срок —

Мне не забыть,

Как здесь сомнения я смог

В себе убить.

В тот день шептала мне вода:

Удач — всегда!..

А день... какой был день тогда?

Ах да — среда...

 

 

 

ВОЕННАЯ АЛЬПИНИСТСКАЯ

 

Мерцал закат, как сталь клинка.

Свою добычу смерть считала.

Бой будет завтра, а пока —

Взвод зарывался в облака

И уходил по перевалу.

 

Припев:        Отставить разговоры!

Вперед и вверх, а там...

Ведь это наши горы,

Они помогут нам.

Они помогут нам!

 

А до войны вот этот склон

Немецкий парень брал с тобою.

Он падал вниз, но был спасен, —

А вот сейчас, быть может, он

Свой автомат готовит к бою.

 

Припев.

 

Ты снова здесь, ты собран весь, —

Ты ждешь заветного сигнала.

И парень тот — он тоже здесь.

Среди стрелков из «Эдельвейс», —

Их надо сбросить с перевала.

 

Припев.

 

Взвод лезет вверх, а у реки —

Тот, с кем ходил ты раньше в паре.

Мы ждем атаки до тоски,

А вот альпийские стрелки —

Сегодня что-то не в ударе.

 

Припев.

 

 

 

ПРОЩАНИЕ С ГОРАМИ

 

В суету городов

И в потоки машин

Возвращаемся мы —

Просто некуда деться! —

И спускаемся вниз

С покоренных вершин,

Оставляя в горах,

Оставляя в горах свое сердце.

 

Припев:        Так оставьте ненужные

споры —

Я себе уже все доказал:

Лучше гор могут быть

только горы,

На которых еще не бывал.

На которых еще не бывал!

 

Кто захочет в беде

Оставаться один,

Кто захочет уйти,

Зову сердца не внемля!

Но спускаемся мы

С покоренных вершин, —

Что же делать — и боги

Спускались на землю.

 

Припев.

 

Сколько слов и надежд,

Сколько песен и тем

Горы будят у нас —

И зовут нас остаться!

Но спускаемся мы —

Кто на год, кто совсем, —

Потому что всегда,

Потому что всегда мы должны

возвращаться.

 

Припев:        Так оставьте ненужные

споры —

Я себе уже все доказал:

Лучше гор могут быть

только горы,

На которых никто не бывал.

На которых никто не бывал!

 

 

 

СКАЛОЛАЗКА

 

Я спросил тебя: «Зачем идете в гору вы!

А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово.

Рассмеялась ты и взяла с собой.

И с тех пор ты стала близкая и ласковая,

Альпинистка моя, скалолазка моя, —

Первый раз меня из трещины вытаскивая,

Улыбалась ты, скалолазка моя!

 

А потом за эти проклятые трещины,

Когда ужин твой я нахваливал.

Получил я две короткие затрещины —

Но не обиделся, а приговаривал:

— Ох, какая же ты близкая и ласковая,

Альпинистка моя, скалолазка моя, —

Каждый раз меня по трещинам выискивая,

Ты бранила меня, альпинистка моя!

 

А потом на каждом нашем восхождении —

Ну почему ты ко мне недоверчивая?! —

Страховала ты меня с наслаждением,

Альпинистка моя гуттаперчевая.

— Ох, какая ж ты не близкая, не ласковая,

Альпинистка моя, скалолазка моя, —

Каждый раз меня из пропасти вытаскивая,

Ты ругала меня, скалолазка моя!

 

За тобой тянулся из последней силы я —

До тебя уже мне рукой подать, —

Вот долезу и скажу: «Довольно, милая!» —

Тут сорвался вниз, но успел сказать:

— Ох, какая же ты близкая и ласковая,

Альпинистка моя, скалолазковая,—

Мы теперь с тобой одной веревкой связаны,

Стали оба мы скалолазами.

 

 

 

ВЕРШИНА

 

Здесь вам не равнина, здесь климат иной —

Идут лавины одна за одной,

И здесь за камнепадом ревет камнепад, —

И можно свернуть, обрыв обогнуть.

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

 

Кто здесь не бывал, кто не рисковал

Тот сам себя не испытал.

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как ни тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

 

Нет алых роз и траурных лент,

И не похож на монумент

Тот камень, что покой тебе подарил.

Как вечным огнем, сверкает днем

Вершина изумрудным льдом, —

Которую ты так и не покорил.

 

И пусть говорят, да, пусть говорят,

Но — нет, никто не гибнет зря!

Так лучше — чем от водки и от простуд.

Другие придут, сменив уют

На риск и непомерный труд, —

Пройдут тобой не пройденный маршрут.

 

Отвесные стены... А ну, не зевай!

Ты здесь на везение не уповай —

В горах не надежны ни камень, ни лед, ни

скала, —

Надеемся только на крепость рук,

На руки друга и вбитый крюк —

И молимся, чтобы страховка не подвела.

 

Мы рубим ступени... Ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим — у которых вершина еще впереди.

 

 

 

ПЕСНЯ ОДРУГЕ

 

Если друг

оказался вдруг

И не друг и не враг —

а так...

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни —

рискни! —

Не бросай одного

его:

Пусть он в связке в одной

с тобой —

Там поймешь, кто такой.

 

Если парень в горах —

не ах,

Если сразу раскис —

и вниз.

Шаг ступил на ледник —

и сник.

Оступился — и в крик.

Значит, рядом с тобой —

чужой.

Ты его не брани —

гони:

Вверх таких не берут

и тут

Про таких не поют.

 

Если ж он не скулил,

не ныл,

Пусть он хмур был и зол,

но — шел,

А когда ты упал

со скал.

Он стонал,

но держал;

Если шел он с тобой,

как в бой,

На вершине стоял

хмельной,

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

 

 

 

К ВЕРШИНЕ

 

Памяти М. Хергиани

 

Ты идешь по кромке ледника,

Взгляд не отрывая от вершины.

Горы спят, вдыхая облака,

Выдыхая снежные лавины.

Но они с тебя не сводят глаз —

Будто бы тебе покой обещан,

Предостерегая всякий раз

Камнепадом и оскалом трещин.

 

Горы знают — к ним пришла беда:

Дымом затянуло перевалы.

Ты не отличал еще тогда

От разрывов горные обвалы.

Если ты о помощи просил —

Громким эхо отзывались скалы,

Ветер по ущельям разносил

Эхо гор, как радиосигналы.

 

И когда шел бой за перевал, —

Чтобы не был ты врагом замечен, —

Каждый камень грудью прикрывал,

Скалы сами подставляли плечи.

Ложь, что умный в горы не пойдет!

Ты пошел — ты не поверил слухам!

И мягчал гранит, и таял лед,

И туман у ног стелился пухом...

 

Если в вечный снег навеки ты

Ляжешь — над тобою, как над

близким,

Наклонятся горные хребты

Самым прочным в мире обелиском.

 

 

Автор-составитель Л. П. Беленький

 

Маршрутами песен Владимира Высоцкого

(Серия «Маршрут прокладывает песня»)

 

Фото А. Пономарева

Фото В. Высоцкого — из архива И. Данилова

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::