Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[01.01.1992]   «МИР ВЫСОЦКОГО», заявка на информационный бюллетень

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. «МИР ВЫСОЦКОГО», заявка на информационный бюллетень, 1992 г. Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.Государственный культурный центр-музей B. C. Высоцкого

МИР ВЫСОЦКОГО

заявка на информационный бюллетень

 

 

   ОТ ИЗДАТЕЛЯ:

 

   То, что вы держите в руках, не случайно названо «заявкой на информационный бюллетень»: эти восемь полос не претендуют на большее. Их цель информировать о том, что нового, связанного с именем Владимира Высоцкого, произошло за последнее время. Следующий выпуск будет уже не «заявкой», а бюллетенем, или газетой, журналом, альманахом... Жанр определят ваши предложения и замечания, наши возможности и его величество Случай.

 

   Теперь несколько слов о Центре-музее. В июне этого года Дирекция по созданию Государственного культурного центра-музея Владимира Высоцкого преобразована в ГКЦМ, а в начале июля правительство Москвы приняло постановление о передаче нам дома номер три по Нижне-Таганскому тупику. В нашем официальном названии сосуществуют два слова «музей» и «центр». Музей всегда предполагает традиции. Особенность заключается в том, что наши традиции стали складываться еще до того, как мы официально стали музеем: шло комплектование фондов, создавались выставки.

 

   Одна из выставок — «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» (сценарист Анатолий Гостев, художник Авет Тавризов), пожалуй, первая серьезная попытка осмыслить место поэта в отечественной культуре, поразмышлять о его творческих, литературных, поэтических корнях — от древних былин, сказаний и сказок, до Гумилева, Булгакова, Пастернака.

 

   Вторая выставка тех же авторов, прошедшая совсем недавно, на примере судеб великих русских поэтов показывает, как в условиях тоталитарного режима истинный талант становится опасным для власть предержащих. Выставка имеет название «Охота на волков» и является логическим продолжением предыдущей экспозиции. Только «волчья» тема ее — более конкретна. Образы охоты красной нитью проходят через творчество многих российских поэтов. Достаточно назвать Ахматову, Есенина, Мандельштама, из современных — Жигулина...

 

   Эти выставки были «парадными», «выездными». Наряду с ними постепенно в тесной коммуналке, где все мы размещались, рождался наш выставочный зал. Сначала в нем появились плоскостные выставки (фотографии, графика). Затем они уступили место «музейным» экспозициям.

 

   Музей Высоцкого — не просто музей. Это центр общения, место встречи с интересными людьми. Раз в месяц в его гостиную приходят друзья Высоцкого, его коллеги, актеры театра на Таганке. Это — Дмитрий Межевич и Станислав Холмогоров, Вениамин Смехов и Семен Фарада... К сожалению, на эти вечера мы можем пригласить не больше тридцати-сорока человек, но мы уверены, что когда-нибудь сможем пригласить на вечера значительно большее количество людей.

 

   Центр-музей создан, работает. И мы ждем от вас свежих идей, новых предложений и приглашаем вас к, сотрудничеству. Надеемся, в нашем добром начинании поможет светлое имя Владимира Высоцкого.

 

 

В предлагаемый вниманию читателей краткий библиографический обзор вошли наиболее существенные, на наш взгляд, публикации, посвященные жизни и творчеству В. С. Высоцкого (в дальнейшем для краткости — ВВ), увидевшие свет в первом полугодии 1992 года. Учитывая, что с распадом Советского Союза фактически распалось и единое информационное пространство, приходится признать, что ряд интересных публикаций наверняка остался за пределами представленного здесь списка. Основу его составляют центральные российские и московские издания, а также некоторые дошедшие до нас местные издания России и других государств СНГ. В настоящем бюллетене нас весьма ограничивал заданный объем публикации. В дальнейшем предполагается издавать более развернутые списки, в которых найдется место для значимых упоминаний и цитат из произведений ВВ. В создании более полного и развернутого списка мы надеемся на помощь наших читателей, необходимость такой работы представляется нам очевидной.

 

* * *

 

   По нашим сведениям, в центральной российской и московской печати за прошедшие полгода произведения ВВ цитировались 115 раз (речь идет только о статьях, непосредственно с его жизнью и творчеством не связанных), в том числе: прямые, т. е. неискаженные цитаты — 82 раза (из них в газетно-журнальных заголовках — 44 раза), остальные — либо неточные (напр., «Плакал я и сморкался в кашне»), либо намеренно измененные, но первооснова которых явственно проглядывает (напр., «Ой, Вань, гляди, пальто от Зайцева, или Никогда он не будет майором?») (из них в газетно-журнальных заголовках — 26 раз).

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. «МИР ВЫСОЦКОГО», заявка на информационный бюллетень, 1992 г. Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова. 

 

О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ

 

 

Газеты, журналы

 

 

БРЕСТСКИЙ КУРЬЕР

«И в мире нет таких вершин, Что взять нельзя...» /Подб. подг. А. Богдасаров// Брест, курьер. 1992, — № 2.

Подб. сообщ. из прессы о ВВ ко дню его рожд.

 

ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА

Курбанова Е. «Страсти по Владимиру»// Веч. Москва. — 1992. — 9 янв.

Ст. о фильме «Страсти по Владимиру» (сцен. М. Розовского) и его судьбе после оконч. съемок.

Холмогорова Е. «Черная свеча»// Веч. Москва. — 1992. — 8 июня.

Заметка о презентации в ЦДРИ книги ВВ и Л. Мончинского «Черная свеча».

 

ВIЛЬНЕ ЖИТТЯ

Гордийчук О. Феномен Висоцького? Так!// Вiльне життя. — Тернополь. — 1992. — 4 марта. — на укр. яз.

Заметка о причинах продолж. интереса к творч. ВВ

 

ВПЕРЕД

Стельмах В. Высоцкий в Обнинске// Вперед. — Обнинск. — 1992. — 25 янв.

Ст. о выступлениях ВВ в Обнинске, о вечерах памяти.

 

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР

Адамович В. Такая мука слышать его голос//Добрый вечер. — Минск. — 1992. — 24 янв.

Ст. о выступлениях ВВ в конце 70-х гг. под Ленинградом.

 

ЗАПОЛЯРНАЯ ПРАВДА

Завтра — день рождения Владимира Высоцкого /В. Сахаров// Заполяр. правда. — Норильск. — 1992. — 24 янв.

Фрагменты кн. В. Новикова «В Союзе писателей не состоял...»

 

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

Гневашев И. «Я жив, 12 лет тобой храним» / Разговаривал Ю. Гейко//

Комс. правда. — 1992. — 4 янв. Рассказ И. Гневашева об ист. знакомства ВВ с М. Влади.

Иванычева О. Вместо объявленного сп. «Гамлет»...// Комс. правда, — 1992. — 7 мая.

Заметка о дружбе ВВ и М. Шемякина — о проводимом ГКЦМ и АСК конкурсе сценариев мультфильмов по живописи, и графич. работам Шемякина и стихам, песням и прозе ВВ.

 

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Зотов А. Будет ли у нас Дом Высоцкого? Хотелось бы верить, что да!// Кр. звезда. — 1992. — 4 февр.

Ст. о наст. положении дел с созданием ГКЦМ.

 

КУЛЬТУРА

«Четыре четверти пути» // Культура. — 1992. — № 4. — 25 янв.

Чубуков В. «...Две четверти»

Ст. о театр. работах ВВ от оконч. школы-студии МХАТа до прихода в ТнТ.

Мончинский Л. «...Три четверти» / С. Шевченко

Рассказ Л. Мончинского о книге «Черная свеча».

 

КУЛЬТУРА

Внуков Г. «За все уплочено...»// Культура. — Самара. — 1992. — № 3. — янв.

Воспом. о встрече с ВВ в ТнТ в дек. 1967 г.

Торунова Г. Клетка // Культура. — Самара, — 1992. — № 3. — янв. Ст. о сп. «Роман о девочках» по произв. ВВ в Сызранском драм. театре им. А. Толстого.

 

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ

Додина Т. «А память — как колодец глубока...»/ В. Тучин, Л. Симакова// Ленин. знамя. — М. — 1992. — 25 янв.

Рассказ актрисы ТнТ Т. Додиной о первой поездке ВВ по Подмосковью после 3-го курса школы-студии МХАТ.

Нефедов А. «И прошлое лежит, как старый клад...»// Ленин, знамя. — 1992. — 25 янв.

Ст. ко дню рожд. ВВ.

 

ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА

Чубуков В. Мама Женя// Лесная газета. — 1992. — 25 янв.

Ст. о второй жене С. В. Высоцкого — Е. С. Высоцкой-Лихалатовой.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

«Сообщается в порядке информации»/ Публик. подготовлена Т. Домрачева// Лит. газета. — №16. — 1992. — 15 апр.

Материалы из архивов ЦК КПСС о сложностях создания сп. ТнТ «ВВ» в начале 80-х гг.

Слюсарева И. Книж. ревю. — вып. 12// Лит. газета. — 1992. — № 22. — 27 мая.

Среди других — рец. на книгу В. Новикова «В Союзе писателей не состоял...»

 

МОЛОДЕЖНАЯ ВОЛНА

Демидова А. Каким был Высоцкий?// Молодеж. волна — Самара. — 1992. — 31 янв.

Фрагменты кн. воспом. А. Демидовой о ВВ.

 

МОЛОДЕЖНАЯ ГАЗЕТА

«Ни единою буквой не лгу...»// Молодеж. газета. — Бишкек. — 1992. — № 4. — 22 янв.

Фрагм. расск. ВВ о своих песнях.

 

МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

Новоженов Л. «Где мои семнадцать лет? На Большом Каретном...»// Моск. комсомолец. — 1992. — 25 янв.

Заметка и фоторепортаж ко дню рожд. ВВ.

 

НАЧАЛО

Буянов М. Когда пало все// Начало. — 1992. — № 21.

Ст. о злоупотр. ВВ алкоголем. — восп. о встречах автора с ВВ в больнице № 8 им. Соловьева.

 

НАШ БАЙКАЛ

Кузнецов Ю. «...Я не люблю насилья и бессилья...»// Наш Байкал. — Иркутск. — 1992. — № 1. — янв.

Ст. о творчестве ВВ.

 

НЕВА

Кулагин А. «В Ленинграде-городе у пяти углов...»// Нева. — СПб. — 1992. — № 2. — февр.

Статья о Ленинграде в творчестве ВВ.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА

Антоненко Н. Все так, ребята// Независ. газета. — 1992. — 31 янв.

Заметка о выставленных на торги РТСБ водит. удостоверения ВВ за 60 тыс. долл.

Феномен Высоцкого// Независ. газета. — 1992. — 26 февр.

Ст. о ВВ — излож. Л. Лосевым («Голос Америки») ст. К. Лозерски в «Рашен ревью».

Хлус А. Судьба «Энциклопедии Владимира Высоцкого»// Независ. газета. — 1992. — 17 июня.

Заметка о «Энциклопедии ВВ».

 

ПОДМОСКОВНЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Симакова Л. Владимир Высоцкий или История с фотографиями// Подмоск. известия. — М. — 1992. — 25 янв.

Ст. о концертах ВВ дли работников Томилинского з-да полупроводников.

Андреев К. Неизвестный Высоцкий// Подмоск. известия. — М.. — 1992. — 21 февр.

Заметка о предст. публикации в журнал «Утро» заявки и отд. сцен либретто ВВ «Удивительная история очень молод. человека из Ленинграда и девушки из Шербура» (1969).

 

ПРАВДА ВОСТОКА

Мурадов Ю. «Сапогами не вытоптать душу»// Правда Востока. — Ташкент — 1992. — 24 янв.

Статья о поэзии ВВ.

 

РАБОЧАЯ ТРИБУНА

Как Владимир Высоцкий лекцию спел// Раб. трибуна. — 1992. — 25 янв.

Заметка о конц. ВВ в Воскресенске 5 дек. 1977 г.

 

РАЗВИТИЕ

«Мне каждый вечер зажигают свечи...»/ Ю. Ярыгин// Развитие. — М.. — 1992. — № 5-6. — февр.

Статья о создании музея ВВ.

 

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Крыков В. «Гамлету с Таганки» посвящается...// Росс. газета. — 1992. — 22 янв.

Заметка о предстоящем 23 янв. вечере в ЦДЖ «День рожд.», посв. ВВ.

Крыков В. Грядет «Охота на волков»!// Росс. газета. — 1992. — 28 марта

Статья о предстоящей выставке «Охота на волков», организ. Дирекцией по созд. ГКЦМ ВВ.

 

СОБЕСЕДНИК

Новиков В. «Не надо за мной!»/ Д. Быков // Собеседник. — 1992. — № 7. — февр.

О книге «В Союзе писателей не состоял».

 

СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Поверенное В. «Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю...»/ С. Алтунянц// Сов. молодежь. — Иркутск. — 1992. — 25 янв.

Рассказ Вас. Повереннова, свидетеля всех узбек. концертов ВВ (1979 г.), о том, как они проходили.

 

СОВЕТСКИЙ МУЗЕЙ

К полемике вокруг Высоцкого/ М. Сетливенко, Б. Талибов// Сов. музей. — 1992. — № 1. — янв.—февр. — с. 10.

Письма читателей в связи с публ. ст. Ю. Цибизова «Кто достоин пьедестала?» (Сов. музей. — 1991. — № 1) о необходимости музея ВВ.

 

СОВЕТСКИЙ СПОРТ

Мончинский Л. Я тоску по артели, как пулю, под сердцем ношу.../ М. Климов// Сов. спорт. — 1992. — 25 янв.

Инт. с Л. Мончинским о поездке ВВ в Иркутск, в Бодайбо, о романе «Черная свеча».

 

 

45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ. КРУГ ЧТЕНИЯ

Баснер Г. История болезни/ В.Перевозчиков// 45-я параллель. Круг чтения. — Ставрополь. — |1992]. — № 24. — [aпp.]

Рассказ врача Г. Баснера о встречах с ВВ.

 

ТРУД

Филиппов А. Памятник беспамятству// Труд. — 1992. — 1 мая.

Заметка о печальной судьбе музея ВВ.

 

ТУЛА ВЕЧЕРНЯЯ

Альсеравичуте Г. Какое время на луне?../ Беседовали В. Тучин и Л. Симакова// Тула веч. — 1992. — 29 янв.

Инт. с гримером ТнТ Г. Альферавичуте [в газете — ошибочно «Альсеравичуте») о работе ВВ в театре.

Щербаков В. Горизонты «Горизонта»// Тула веч. — 1992. — 19 февр.

Заметка о работе туль. клуба по изуч. и пропаганде творчества ВВ «Горизонт».

 

ТУЛЬСКИЕ ИЗВЕСТИЯ

Щербаков В. Впервые — в Туле// Тульс. известия. — 1992. — 25 янв.

Заметка о предстоящ. издании 5-томн. собр. соч. ВВ.

 

УТРО

Высоцкий В. Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербура// Утро. — 1992. — № 1. — янв.

Фрагменты сценария.

 

ФИЛАТЕЛИЯ

Безруков Ф. В металл оплавленная память// филателия. — 1992. — № 1. — янв.

Статья о значках с изображ. ВВ.

 

ХОББИ

Гаевская А. «Где же ты, желтоглазое племя мое?»// Хобби. — 1992. -№ 16. — 21-27 апр.

Статья о выставке «Охота на волков» во Дворце молодежи в Москве

 

ХОЗЯИН

Хомякова Е. Возвращаются все, кроме лучших друзей...// Хозяин. — М. — 1992. — № 3. — янв.

Статья о ВВ в совр. жизни, о музее.

 

ЩИТ И МЕЧ

Ахмадулина Б. Слово о Высоцком// Щит и меч. — 1992. — № 3. — 23 янв.

Размышл. о судьбе ВВ-поэта (перепеч. «Сов. экран». — 1987. — № 5)

 

ЭКРАН И СЦЕНА

Ольбрыхский Д. Поминая Владимира Высоцкого/ Пер. с польск. М. Черненко// Экран и сцена. — 1992. — № 5. — 30 янв. — 6 февр.

Отрывки из книги восп. изв. польск. актера о ВВ.

 

ZEITUNG FUR DICH

Duhm-Heitzmann J. Heisse Liebe im kalien Krieg// Zeitung fur dich. — Славгород. —1992. — № 3. — № 4. — 15. — 22 янв. — на нем. яз.

Фрагменты кн. М. Влади «Владимир, или Прерв. полет» (по тексту изд-ва «Aufbau-Verlag». — Берлин).

 

 

Книги

 

Военные страницы: Лит.-худож. альманах/ Сост. П. И. Ткаченко. — вып. 2. — М.: Воен. изд-во. — 1991. — с. 123-128.

Публик. стих. ВВ; предисл. С. Жильцова «Горящее сердце поэта...»

 

Высоцкий B. C. Стихи/ Сост. П. П. Ковтун. — Кахул: Издат.-полиграф, объединение. — 1991. — 128 с.

 

Городницкий A. M. И вблизи, и вдали./ М.: АО «Полигран». — 1991. — с. 2, 81, 156, 158, 192, 221, 222, 225, 284, 294, 297-298, 301, 302, 303, 309, 316, 318, 319, 331, 332-335, 336-337, 340, 360, 383, 444-445, 460-461.

Упоминания о ВВ.

Лаврин А. П. 1001 смерть./ М.: Ретекс. — 1991. — с. 163-164.

О смерти ВВ. (перепеч. Столица, 1990, № 1)

 

МетрОполь: Лит. альманах/ Сост. В. Аксенов и др. — М.: Текст. — 1991. — с. 6. 22, 155-178.

Фрагмент о ВВ во вступит. статье, подборка стихотв. ВВ.

Смехов В. Б. Таганка. Записки заключенного. — М.: Поликом. — 1992. — с. 14,17, 18, 22-23, 24, 26, 27, 30, 35, 36, 41, 48-56, 59, 63, 70, 73-74, 75,76, 77-78, 84, 88, 91, 95, 97-150, (160/161).

Многочисленные упоминания о ВВ, в т. ч. в разделе «Скрипка Мастера» и раздел «Живой, и только», ранее вышед. отд. книгами.

 

Составитель В. Дузь-Крятченко.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. «МИР ВЫСОЦКОГО», заявка на информационный бюллетень, 1992 г. Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова. 

 

МОЙ ГАМЛЕТ

 

Я только малость объясню в стихе,

На все я не имею полномочий...

Я был зачат, как нужно, во грехе, —

В поту и в нервах первой брачной ночи.

 

Я знал, что, отрываясь от земли, —

Чем выше мы, тем жестче и суровей.

Я шел спокойно прямо в короли

И вел себя наследным принцем крови.

 

Я знал — все будет так, как я хочу.

Я не бывал в накладе и в уроне.

Мои друзья по школе и мечу

Служили мне, как их отцы — короне.

 

Не думал я над тем, что говорю,

И с легкостью слова бросал на ветер —

Мне верили и так, как главарю,

Все высокопоставленные дети.

 

Пугались нас ночные сторожа,

Как оспою, болело время нами.

Я спал на кожах, мясо ел с ножа

И злую лошадь мучал стременами.

 

Я знал, мне будет сказано: «Царуй!» —

Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег,

И я пьянел среди чеканных сбруй.

Был терпелив к насилью слов и книжек.

 

Я улыбаться мог одним лишь ртом,

А тайный взгляд, когда он зол и горек,

Умел скрывать, воспитанный шутом.

Шут мертв теперь: «Аминь!» Бедняга! Йорик!

 

Но отказался я от дележа

Наград, добычи, славы, привилегий.

Вдруг стало жаль мне мертвого пажа...

Я объезжал зеленые побеги,

 

Я позабыл охотничий азарт,

Возненавидел и борзых, и гончих.

Я от подранка гнал коня назад

И плетью бил загонщиков и ловчих.

 

Я видел — наши игры с каждым днем

Все больше походили на бесчинства.

В проточных водах по ночам, тайком

Я отмывался от дневного свинства.

 

Я прозревал, глупея с каждым днем,

Я прозевал домашние интриги.

Не нравился мне век и люди в нем

Не нравились. И я зарылся в книги.

 

Мой мозг, до знаний жадный как паук,

Все постигал: недвижность и движенье.

Но толка нет от мыслей и наук,

Когда повсюду им опроверженье.

 

С друзьями детства перетерлась нить, —

Нить Ариадны оказалась схемой.

Я бился над словами «быть, не быть»,

Как над неразрешимою дилеммой.

 

Но вечно, вечно плещет море бед.

В него мы стрелы мечем — в сито просо,

Отсеивая призрачный ответ

От вычурного этого вопроса.

 

Зов предков слыша сквозь затихший гул,

Пошел на зов, — сомненья крались с тылу,

Груз тяжких дум наверх меня тянул,

А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

 

В непрочный сплав меня спаяли дни —

Едва застыв, он начал расползаться.

Я пролил кровь, как все, и — как они,

Я не сумел от мести отказаться.

 

А мой подъем пред смертью — есть провал.

Офелия! Я тленья не приемлю.

Но я себя убийством уравнял

С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

 

Я Гамлет, я насилье презирал,

Я наплевал на Датскую корону,

Но в их глазах — за трон я глотку рвал

Я убивал соперника по трону.

 

Но гениальный всплеск похож на бред,

В рожденье смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

 

<апрель1972>

 

 

   «МОЙ ГАМЛЕТ» — название выставки, открывшейся в Центре-музее в июле этого года. Это — дань памяти Владимиру Высоцкому — Гамлету 70-х, и, одновременно, призыв к каждому из нас заглянуть в себя, услышать голос своего Гамлета.

 

   В день премьеры пьесы В. Шекспира «Гамлет» в театре на Таганке — 29 ноября 1971 года — В. Высоцкому было 33 года. Почти 10 лет выходил он на сцену в роли Гамлета, в условном костюме принца датского был похоронен...

 

   Игра актера не оставалась статичной, раз и навсегда отрежиссированной: Гамлет Театра на Таганке рос и менялся вместе с Высоцким. Это и стало ключом к сценарному подходу выставки — через эволюцию роли высветить некоторые ключевые моменты жизни и творчества В. Высоцкого.

 

   «Мой Гамлет» — выставка-спектакль. Ее актеры — уникальные материалы из фондов Центра-музея и театра на Таганке: шпага Гамлета-Высоцкого, рукописи, пластинки, книги, документы эпохи.

 

   Действие выставки развивается в двух планах. 1-й план — это рассказ об игре актеров театра на Таганке пьесы «Гамлет». 2-й план «задается» великой пьесой, он повествует о В. Высоцком и об эпохе 70-80-х годов.

 

   Сквозной вопрос пьесы В. Шекспира «Быть или не быть?» пронизывает все экспозиционное пространство выставки. Однако смысловое наполнение его постоянно меняется. Первоначально это быть или не быть Человеку в трудное и сложное время. В 70-е годы Владимир Высоцкий и таганковцы отвечали на него утвердительно всем своим творчеством. Для них это означало «быть» ВОПРЕКИ. Вопреки «постановлениям партии и правительства», вопреки официальному мнению прессы и т. д.

 

   По-своему на гамлетовский вопрос отвечает на выставке Владимир Высоцкий. Для него это мучительная альтернатива: быть ли Актером или Поэтом. Высоцкий «мается между», мечется из одной крайности в другую. В конечном итоге всем творчеством, жизнью утверждая: и поэтом, и актером! Он уходит из жизни и остается с нами как многогранная талантливая личность.

 

   Наконец поставить перед собой этот вопрос должны мы сегодняшние. Прежде всего это «быть или не быть» с нами В. Высоцкому. И, конечно, какими быть нам самим.

 

   Общее экспозиционное пространство выставки воспроизводит атмосферу спектакля, передает аромат неординарной постановки, удостоенной трех международных наград.

 

   Значимые образы спектакля стали фоном выставочного «действа». Это досчатые подмостки сцены, занавес, символизирующий рок, судьбу; рыцарские железные перчатки и средневековые мечи; ночь, как «реальное обстоятельство времени и обобщенное условие бытия».

 

   По замыслу художников А. Конова и И. Дубинина все пространство выставки должно вписываться в реальную сцену театра на Таганке. Однако, выставочный зал Центра-музея невелик: в нем удалось разместить лишь часть предполагаемой экспозиции. Но в ней, как в увеличительном стекле, сфокусировано все задуманное. Надеемся, в недалеком будущем зрители смогут посмотреть выставку целиком.

 

Е. Дмитриева.

фото с выставки.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. «МИР ВЫСОЦКОГО», заявка на информационный бюллетень, 1992 г. Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.

 

«...И КАКИЕ ПЕСНИ МНЕ СПОЮТ»

Актеры театра на Таганке в нашей гостиной

 

 

ДМИТРИЙ МЕЖЕВИЧ

 

   — Впервые я увидел Владимира Высоцкого в 1961 году, когда я пытался поступать в школу-студию MXAT, а он там учился, по-моему, на четвертом курсе. С тех пор я его запомнил.

 

   К 1964-му году я уже слышал несколько песен Высоцкого, они мне нравились... Но даже когда я в 1965 году смотрел на Таганке «Антимиры», я не знал, что этот парень из школы-студии МХАТ — их автор.

 

   А в апреле 1966-го был вечер бардовской песни в Политехническом. Зал был переполнен. Выступить пригласили мена, Кукина, Городницкорго, Клячкина, Анчарова... Тогда только знакомое лицо совместилось у меня с фамилией и песнями Высоцкого. Владимир выступал одним из первых, спел две или три песни. Он только «восходил». Даже Визбор тогда был популярнее. А Высоцкий только набирал силу, хотя в это время уже сыграл в театре «Галилея». Но уже через год-два он стал очень популярным.

 

 

ВЕНИАМИН СМЕХОВ

 

   — Высоцкий никогда никуда не шел, он просто был на своем месте, когда писал, когда общался с Богом. И он никогда не думал: как же мне вперед шагнуть? Вот если вместо этого слова вставлю другое, то убегу километров на пять... Конечно, мы могли советовать ему идти налево, направо, вперед, но что бы от этого изменилось? Мне кажется, что он давно уже там, впереди.

 

   У Цветаевой есть о Маяковском: «Он ОТТУДА машет нам. Он уже зашел за поворот и знает что за ним...» Это относится ко всем настоящим поэтам.

 

   Юрий Карякин очень точно сказал, что смерть певца Высоцкого открыла Высоцкого-Поэта.

 

   Меня всегда удивляла и изумляла жизнеспособность его строки. Она, по-моему, им самим не была оценена до конца. Ему было не до того — он просто работал. Но, наверное, ощущение, предчувствие своей особости у Володи было. Недаром же появлялись такие стихи...

 

   При всей своей особости, все поэты в чем-то едины. Они все — проводники между Богом и нами. Не зря же говорят, что именно устами поэта Бог разговаривает с людьми. Как это случается, почему? Неизвестно.

 

   Почему же в разных случаях жизни мы так часто обращаемся к Высоцкому? Наша душа занята, больна Высоцким. Высоцкий — это очень больное, очень близкое, свое — по ощущениям, по времени.

 

   Помните замечательную фразу из спектакля «Час пик» о погибших в варшавском восстании: «Им повезло умереть молодыми. И им повезло быть только героями». Высоцкому повезло быть и остаться только героем.

 

   Каждый истинный Поэт ощущает в себе обреченность пережить свое время. И они все переживают время и современников. Но наша память, наше сердце, наверное, очень избирательны. Мы выбираем не то что лучше, а то что ближе...

 

   Понимаете, сами поэты никогда не соревновались, кто из них, лучше, кто хуже. Гений не спортивоспособен. Вспомните, как было у лицеистов. Они просто брали самое лучшее, что есть у каждого. У Дельвига — то, чего не было у Батюшкова, у Батюшкова — то, чего нет у Вяземского. Но каждый из них — поэт.

 

   Я опять вспомнил Цветаеву, ее мысль, что нет поэтов и разных поэтических школ и направлений, а есть одно целое — Поэзия. И у каждого настоящего поэта есть там своей сектор, своя территория — у кого-то больше, у кого-то меньше, но своя.

 

 

СЕМЕН ФАРАДА:

 

— Я не был близким другом Владимира Семеновича. Наши отношения, кроме творческих, ограничивались фразами: «Здорово, Фарадей!» — «Здорово, Володей!» Но когда родился мой сын, Высоцкий нам очень помог. У моей супруги Марины Полицеймако в роддоме начался мастит. Кормить ребенка было нельзя, и врачи перевели его на искусственное питание. Положение складывалось сложное — парня же надо было чем-то кормить. И Владимир Семенович достал в «Березке» за валюту какие-то импортные специальные молочные смеси. В общем, совместными усилиями выкормили Мишу. Ему сейчас уже 16 лет. Недавно он заявил, что хочет поступать во ВГИК, на режиссерский. Я ему сказал: «Миша, для того, чтобы поступить туда, надо прочитать хотя бы три книги». (А он прочитал только одну книгу — «Анну Каренину». Долго читал, полгода.) И вот сейчас он серьезно задумался. Так серьезно, что сходил в институт, взял список литературы, английский учит...

 

   Владимир Семенович сыграл очень большую роль в моей творческой судьбе. Я никогда не забуду, как он репетировал, как работал в спектаклях.

 

 

ВИКТОРИЯ РАДУНСКАЯ

 

   Мои личные отношения с Володей всегда оставались такими, какими и начались — очень дружескими и теплыми. Так сложилась судьба, что я попала в театр пантомимы, созданный на базе 4-5 курса ВГИКа, последнего выпуска Михаила Ильича Ромма. Среди его студентов была Люся Абрамова, которая уже была женой Володи. (Уже был фильм «713-й просит посадки», уже была семья.) Между нами завязалась человеческая дружба. Естественно, начались приглашения на чай, и не только на чай... Тогда мы все были в одинаковом положении — сегодня ты в массовке играешь, а завтра у тебя настоящая роль, а потом — опять массовка... И получали мы тоже все одинаково — плюс-минус пять рублей. Никаких «звезд», никаких обид... У всех — общие интересы, общие проблемы.

 

   Но все же душой всех наших неофициальных вечеров был Володя. Неофициальные вечера — это когда после спектакля собиралось в буфете человек пятнадцать... Володя пел. Мы слушали. А потом эти песни звучали по всей стране. Популярность их была просто фантастическая. А он продолжал работать рядом и оставался добрым, очень щедрым... Нормальным человеком, а никаким не гением.

 

О. Иванычева, С. Курочкина.

Фото С. Курочкиной.

 

 

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. «МИР ВЫСОЦКОГО», заявка на информационный бюллетень, 1992 г. Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.О ПЕРВОМ СОБРАНИИ СОЧИНЕНИЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО В РОССИИ

 

   Первые наиболее полные сборники произведений Владимира Высоцкого (кроме прозы) выходили за рубежом. Достаточно вспомнить книгу «Песни и стихи» издательства «Литературное зарубежье» (USA), и недавно выпущенный по инициативе Михаила Шемякина американским фондом «Апполон» трехтомник песен и стихов. К сожалению, эти издания (особенно первое) в плане подготовки произведений к печати, установлении датировок, оставляют желать лучшего. Сможет ли новое собрание произведений Владимира Высоцкого оправдать надежды любителей его творчества? Конечно, это станет ясно только по его выходу в свет. Хотелось бы, чтобы выход пятитомника снял многие вопросы, связанные со стихами Владимира Высоцкого (их датировкой, разночтениями и т. д.)... Подробно об этом говорится в предисловии к первому тому.

 

   Все известные сегодня составителю автографы, фонограммы авторского исполнения использовались при подготовке пятитомника. Другими словами, за авторство и правильность каждого текста составитель отвечает.

 

   По самым скромным подсчетам, когда собрание находилось в стадии разработки, было известно около 810 наименований поэтических произведений, написанных Владимиром Высоцким. Теперь, когда заканчивается работа над вторым томом, можно сказать, что наберется еще пара десятков наименований. Учитывая, конечно, наброски и незавершенные произведения.

 

   В пятитомник войдет ряд ранее не опубликованных и никому неизвестных стихов. Кроме того, планируется в приложение к собранию сделать справочный том, который будет содержать описание автографов Владимира Высоцкого из разных архивов, каталог фонограмм с перечнями песен, развернутую биографию поэта

и многое другое.

 

С. Жильцов

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ

 

   Издание будет осуществлено в 1992-1993 гг. Твердый переплет, иллюстрации, до 50 фотографий в каждом томе. Объем томов 400-450 страниц. При подписке вносится задаток в сумме 35 (тридцать пять) рублей. Задаток засчитывается при получении последнего тома. Переадресовка не производится. Подписчикам, переменившим место жительства, тома высылаются наложенным платежом.

 

 

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ФОНДЫ МУЗЕЯ

 

   К настоящему времени в фондах Центра-музея насчитывается свыше 6000 единиц хранении. На фондовую комиссию 20 мая было представлено более 300 предметов. Все поступления перечислить невозможно. Назову отдельные материалы.

 

   Прежде всего это рукописи В. Высоцкого: беловые автографы стихотворений «Вот и разошлись пути-дороги вдруг» и «Давно смолкли залпы орудий». Написаны они были для к/ф «Карантин», по просьбе режиссера С. Цибульник. Рукописи поступили из Киева, от звукорежиссера О. В. Черного, который передал их музею через Л. В. Абрамову.

 

   «Давно смолкли...» Высоцкий написал прямо в поезде, когда 18.05.68 ехал в Киев. «Залпы» были написаны ранее. Данный беловой автограф сделан им для киностудии. Себе он оставил машинопись. (По воспоминаниям Абрамовой Л. В., они с В. Высоцким были в Киеве двое суток. Посетили Г. М. Лубенца, который только что вернулся из Праги и много рассказывал о «пражской весне». После этого Высоцкий все лето следил за событиями в Чехословакии и очень переживал вторжение советских войск).

 

   Часть своего архива передал музею известный коллекционер Г. Д. Антимоний. Это автографы Высоцкого: перечень песен к концертам, номера телефонов, таможенная декларация. Есть также письма к нему, в том числе зарубежные. (Этот архив пока прошел первичную обработку).

 

   От сценариста И. К. Шевцова поступили к нам материалы о его совместной деятельности с Высоцким над сценарием фильма «Зеленый фургон», среди них — рукописные тексты поэта.

 

   К личным вещам Высоцкого относятся две фарфоровые чайные чашки с цветным узором в русском стиле. Людмила Владимировна пояснила, что он любил посуду с ярким, красивым рисунком.

 

   Музей ведет систематическое комплектование книг, журналов, газет. Среди поступлений: двухтомное собрание сочинений Высоцкого (самиздат из Тулы), миниатюрное издание «SOS. Спасите наши души», отдельные поэтические сборники, песенники. Из Польши книга Д. Ольбрыхского «Wspominkaj Wlodzimiezu Wysocrim». Набор книг издательства «Apollon» (США): «Собрание стихов и песен», М. Шемякин «Иллюстрации к произведениям В. Высоцкого». Поступило в музей издание на языке эсперанто «Lf birdo Yamagun». А. И. Бартельс передал редкую книгу Павла Леонидова «Владимир Высоцкий и другие».

 

   Большое собрание книг, журналов, газет поступило в фонды от Орловской Т. Я., Рязановой И., Сысоева А. А., Ананиашвили Т. К.

 

   Семья поэта передала нам прижизненный буклет 1977 года «Владимир Высоцкий» (автор — И. Рубанова) с дарственной надписью Владимира Семеновича сыну.

 

   Еще один любопытный экспонат — необычный экземпляр книги «Нерв». Проведенное научным сотрудником В. Дузь-Крятченко исследование показало, что качество издания книги не соответствует оригинальному. Вывод, сделанный им — экземпляр представляет собой очень умелую подделку!

 

   В раздел документов от В. И. Бедина поступили материалы о концертах Высоцкого в Новокузнецке в 1973 году. Среди них — акт проверки городского театра и заявление прокурору города с требованием возбудить уголовное дело против Высоцкого, «незаконно получившего за стихи Евг. Евтушенко «Человек за бортом» 50 руб., а так же за другие чужие произведения, например, за стихотворение «Я не люблю» — всего в сумме 50 руб.»

 

   Интересен дар норвежского певца и исследователя Йорна Оверли, передавшего

в музей два диска с собственным исполнением песен Владимира Высоцкого. Артисты шведского про-театра подарили музею пластинку с песнями из их спектакля «Поем Высоцкого».

 

   Немало собрано и киноматериалов, интересных не только содержанием: так, например, в музее хранится киноролик, который Владимир Семенович показывал на своих выступлениях и часто носил его с собой. Одним из летних вечеров 1964 года когда Высоцкий шел с товарищами по Столешникову переулку, на них напали хулиганы. Он оборонялся, размахивая сеткой с металлической коробкой, — об этом не раз написано в воспоминаниях о Высоцком.

 

   К предметам эпохи относится переданный Л. В. Абрамовой билет на Олимпийские игры 22 июля 1980 г. Очень бы хотелось иметь билеты на 25-е–28-е...

 

   Идет постоянная работа по научному описанию экспонатов, составлению легенды каждого экспоната. Разработаны и вводятся в действие программа компьютерной обработки всех материалов музея.

 

   Работы у фондовиков всегда много, но от нее в большей степени зависит будущее экспозиции музея.

 

Т. ЗУБКОВСКАЯ

 

 

ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС

 

   В Дирекции ГКЦМ по адресу Нижне-Таганский тупик, д. 3, вы сможете приобрести избранные песни Владимира Высоцкого на дисках фирмы «Venda» — «Горизонт» и «Моя цыганская». Дирекция собирает заявки потенциальных подписчиков на диски серии «Все песни Владимира Высоцкого», к изданию которых так же приступает фирма «Venda».

 

 

   Редакционная коллегия:

   Л. В. Абрамова, Е. К. Дмитриева, С. Н. Енчинова. Г. В. Жильцов

 

   Над выпуском работали:

    С. Зализняк, О. Иванычева, Г. Качурин, Т. Ананиашвили

 

   Издатель:

   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР-МУЗЕЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

 

 

   При публикации сохранены орфография и синтаксис оригинала. — Прим. ред. сайта «Один Факт».

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::