Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[25.01.1987]   НЕ ПОРВИТЕ СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ

25 января 1987 г.

 

ЗОЛОТЫЕ ПЕРЬЯ   

 

Владимир Высоцкий. Газетные публикации; ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: НЕ ПОРВИТЕ СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ.ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ:

Не порвите серебряные струны

 

Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 49 лет

 

 

НА ДИСТАНЦИИ ЧЕТВЕРКА ПЕРВАЧЕЙ,

ИЛИ КТО ЗА ЧЕМ БЕЖИТ

 

На дистанции четверка первачей —

Каждый думает, что он-то побойчей,

Каждый думает, что меньше всех устал,

Каждый хочет на высокий пьедестал.

 

Кто-то кровью холодней, кто горячей, —

Все наслушались напутственных речей,

Каждый съел примерно поровну харчей.

Но судья не зафиксирует ничьей.

 

А борьба на всем пути —

В общем равная почти.

 

— Расскажите, как идут,

бога ради, а?

Телевидение тут

вместе с радио,

Владимир Высоцкий. Газетные публикации; ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: НЕ ПОРВИТЕ СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ.— Нет особых новостей —

все равнехонько,

Но зато накал страстей —

о-хо-хо какой!

 

Номер первый рвет подметки как герой,

Как под гору катит, хочет под горой

Он в победном ореоле и в пылу

Твердой поступью приблизиться к котлу.

 

Почему высоких мыслей не имел? —

Потому что в детстве мало каши ел.

Голодал он в этом детстве, не дерзал, —

Успевал переодеться — и в спортзал.

 

Что ж, идеи нам близки —

Первым лучшие куски,

А вторым — чего уж тут,

он все выверил —

В утешение дадут

кости с ливером.

 

Номер два далек от плотских тех утех.

Он из сытых, он из этих, он из тех.

Он надеется на славу, на успех —

И уж ноги задирает выше всех.

 

Ох, наклон на вираже! — бетон у щек,

Краше некуда уже — а он еще.

Он стратег, он даже тактик, словом —

спец, —

Сила, воля плюс характер — молодец!

 

Четок, собран, напряжен

И не лезет на рожон, —

Этот будет выступать

на Салониках,

И детишек поучать

в кинохрониках.

И соперничать с Пеле

в закаленности,

И являть пример целе-

устремленности.

 

Номер третий убелен и умудрен, —

Он всегда второй надежный эшелон.

Вероятно, кто-то в первом заболел.

Ну, а может, его тренер пожалел.

 

И назойливо в ушах звенит струна:

У тебя последний шанс, эх старина!

Он в азарте как мальчишка, как шпана, —

Нужен спурт — иначе крышка и хана.

 

Переходит сразу он

В задний старенький вагон,

Где былые имена —

предынфарктные,

Где местам одна цена —

все плацкартные.

 

А четвертый, тот, что крайний, боковой, —

Так бежит — ни для чего, ни для кого:

То приблизится, мол, пятки оттопчу,

То отстанет, постоит, — мол, так хочу.

Не проглотит первый лакомый кусок,

Не надеть второму лавровый венок,

 

Ну, а третьему — ползти

На запасные пути.

Сколько все-таки систем

в беге нынешнем, —

Он вдруг взял да сбавил темп

перед финишем,

Майку сбросил — вот те на! —

не противно ли?

Поведенье бегуна —

неспортивное.

 

На дистанции четверка первачей,

Злых и добрых, бескорыстных и рвачей.

Кто из них что исповедует, кто чей?

...Отделяются лопатки от плечей —

И летит уже четверка первачей!

 

1974.

 

 

 

Я К ВАМ ПИШУ

 

Спасибо вам, мои корреспонденты.

Все те, кому ответить я не смог,

Рабочие, узбеки и студенты,

Все, кто писал мне письма, — дай вам бог!

 

Дай бог вам жизни две

И друга одного,

И света в голове,

И доброго всего.

 

Найдя стократно вытертые ленты,

Вы хрип мой разбирали по слогам,

Так дай же бог, мои корреспонденты,

И сил в руках, да и удачи вам.

 

Вот пишут — голос мой не одинаков:

То хриплый, то надрывный, то глухой.

И просит население бараков:

«Володя, ты не пой за упокой!»

 

Но что поделать, если я не звонок, —

Звенят другие — я хриплю слова.

Обилие некачественных пленок

Вредит мне даже больше, чем молва.

 

Вот спрашивают: «Попадал ли в плен ты?»

Нет, не бывал, — не воевал ни дня.

Спасибо вам, мои корреспонденты,

Что вы неверно поняли меня.

 

Друзья мои, — жаль, что не боевые, —

От моря, от станка и от сохи,

Спасибо вам за присланные злые

И даже неудачные стихи.

 

Вот я читаю: «Вышел ты из моды.

Сгинь, сатана, изыди, хриплый бес.

Как глупо, что не месяцы, а годы

Тебя превозносили до небес!».

 

Еще письмо: «Вы умерли от водки!».

Да, правда, умер, — но потом воскрес.

«А каковы доходы ваши все-таки?

За песню трешник — вы же просто крез!».

 

За письма высочайшего пошиба:

Идите, мол, на Темзу и на Нил —

Спасибо, люди добрые, спасибо, —

Что не жалели ночи и чернил.

 

Но только я уже бывал на Темзе

Собакою на Сене восседал.

Я не грублю, но отвечаю тем же, —

А писем до конца не дочитал.

 

И ваши похвалы и комплименты,

Авансы мне — не отфутболю я:

От ваших строк, мои корреспонденты,

Прямеет путь и сохнет колея.

 

Сержанты, моряки, интеллигенты.

Простите, что не каждому ответ.

Я вам пишу, мои корреспонденты,

Ночами песни вот уж десять лет!

 

1973.

 

Владимир Высоцкий. Газетные публикации; ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: НЕ ПОРВИТЕ СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ. 

    Публикуемые тексты стихотворений являются окончательными авторскими вариантами. Стихотворение «Я к вам пишу» публикуется по авторской черновой рукописи, фонограмма исполнения не найдена.

 

    Публикация А. КРЫЛОВА.

 

 

 

    НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

    Не заменишь слова в газетной рубрике, как не заменишь слова в песне. Золотое перо... Владимир Высоцкий тексты песен своих не тиражировал и сборников поэтических не «пробивал»: потому, что не любил и не умел быть просителем, и потому еще, что знал — песни живы и без того.

 

   Когда я слышу о ком-то «народный поэт» — всегда невольно сравниваю этого человека с Высоцким. И мало кто выдерживает в наших глазах испытание таким сравнением.

 

   Кажется, он писал обо всем. Вернее — жил во всем, за всех, пел не «о герое», а «из героя», смеялся и плакал от первого лица — как поэт, как актер, как гражданин.

 

   ...Помню, как допытывался один таксист: «Неужели Высоцкий о нас, о таксистах, не писал?» — «Как не писал?» — и я напел ему (помните?): «Пусть счетчик щелк да щелк...». «Ну я как знал! — закричал шофер. — Не мог он про нас не написать!..».

 

    На Владимира Семеновича обрушивался град вопросов: на каком фронте воевали? долго ли шоферили на Севере? на какие горы восходили? за какую команду играли? А он не воевал, не шоферил, не восходил к вершинам гор, ни за кого не играл...

 

    Играл только «за себя» — все его герои, в фильмах ли, в спектаклях ли, несли неповторимые черты Высоцкого, чья творческая индивидуальность и масштаб личности не умещались в прокрустовом ложе сценического текста, вырывались из слов роли. Высоцкий-Гамлет и Гамлет-Высоцкий, Высоцкий-Жеглов и Жеглов-Высоцкий, Гамлет-Жеглов — все переплеталось, смешивалось, и не было ясно, что первично. Но над всем этим высился единый образ человека, прямого в суждениях, бесхитростного в делах, человека откровенного, свободного. Гражданина.

 

    Конечно же, спорт не мог не появиться в «песенной энциклопедии» Высоцкого. Поэта интересовало в спорте все, но в первую очередь, наверное, проявления человеческого характера на грани возможного, воля и стремление к цели, преодоление трудностей и даже опасностей. Именно этот интерес побудил Высоцкого к созданию первых, альпинистских песен. Не достижение ради достижения волновало Высоцкого, но испытание человека на прочность и верность. Так родились «Песня о друге», «Скалолазка»...

 

    Появились и песни об иных видах спорта. Очень популярной была в свое время «Песенка о сентиментальном боксере». Я не знаю, пели ли ее боксеры (наверняка пели!), но за ученых и студентов поручусь. Что же нравилось нам, людям, далеким от спорта, в спортивных песнях Высоцкого? Чем были они близки всем? Тем же: гражданской и нравственной позицией автора, призывавшего всегда и везде оставаться человеком — в любой ситуации, при любой конъюнктуре. Это закон спорта, но это и закон жизни. И сам Владимир Семенович Высоцкий был верен ему.

 

    ...Он обращался с инструментом ласково, бережно — не отбросит резко в сторону, не ударит со зла по деке, даже если что-то не выходит. В минуту коротких пауз-монологов на концертах Высоцкий иногда, незаметно для себя самого, поглаживал гитару, как поглаживает жокей любимого коня перед скачкой. А еще Высоцкий очень не любил, когда рвались струны. Даже в песне написал: «Только не порвите серебряные струны!»

 

    Струны не порваны. Мы слышим их пение, мы сверяем звучание своих гитар по строю гитары Владимира Высоцкого.

 

    Александр Городницкий,

   доктор геолого-минералогических наук, поэт, автор и исполнитель песен.

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::