Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[24.01.1988]   ОН БЫЛ ВРАГОМ СТЕРЕОТИПОВ

Газета «Смена», 24 января, 1988 г.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве. Газета «Смена», 24 января, 1988 г.; статья М. Садчикова «ОН БЫЛ ВРАГОМ СТЕРЕОТИПОВ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район. 

 

    ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ

 

    Завтра Владимиру Высоцкому исполнилось бы 50. Что оставил он нам в наследство? Высокую духовность, бескомпромиссность. Страсть к жизни и яростнее сопротивление всякому бесчеловечью мира. Материалы этой полосы мы посвящаем творчеству истинно народного поэта и артиста.

 

 

* * *

 

Один музыкант объяснил мне

пространно,

Что будто гитара свой век отжила.

Заменят гитару электроорганы,

электророяль, и электропила.

 

Но гитара опять не хочет молчать,

поет ночами лунными,

как в юность мою,

своими семью

серебряными струнами.

 

Я слышал, вчера кто-то пел

на бульваре.

И голос уверен, и голос красив.

Но мне показалось, устала гитара

звенеть под его залихватский мотив.

 

И все же опять

не хочет молчать,

поет ночами лунными,

как в юность мою,

своими семью

серебряными струнами.

 

Электророяль мне, конечно, не пара,

другие появятся с песней другой.

Но кажется мне, не уйдем мы

с гитарой

на заслуженный, но нежеланный

покой.

Гитара опять

не хочет молчать,

поет ночами лунными,

как в юность мою,

своими семью

серебряными струнами.

  

 

* * *

 

Я все вопросы освещу сполна,

дам любопытству удовлетворение.

Да! У меня француженка жена,

но русского она происхожденья.

Нет! У меня сейчас любовниц нет.

А будут ли? Пока что не намерен.

Не пью примерно около двух лет.

Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

 

Да нет! Живу не возле «Сокола»,

в Париж пока что не проник...

Да что вы все вокруг да около?

Да спрашивайте напрямик!

 

Я все вопросы освещу с полна,

как на духу попу в исповедальне.

В блокноты ваши капает слюна —

вопросы будут, видимо, о спальне?

Да, так и есть! Вот густо покраснел

интервьюер: Вы изменяли женам? —

Как будто за портьеру посмотрел

иль под кровать залег

с магнитофоном.

 

Да нет! Живу не возле «Сокола»,

в Париж пока что не проник...

Да что вы все вокруг да около?

Да спрашивайте напрямик!

 

Теперь я к основному перейду:

Один, стоявший скромно в уголочке,

спросил: — А что имели вы в виду

в такой-то песне и такой-то

строчке?

 

Ответ: Во мне Эзоп не воскресал,

В кармане фиги нет, не суетитесь!

А что имел в виду то написал:

вот, вывернул карманы — убедитесь!

 

Да нет! Живу не возле «Сокола»,

в Париж пока что не проник...

Да что вы все вокруг да около?

Да спрашивайте напрямик!

 

 

* * *

 

И вкусы и запросы мои странны,

я экзотичен, мягко говоря:

могу одновременно грызть стаканы

и Шиллера читать без словаря.

 

Во мне два «Я», два полюса планеты,

два разных человека, два врага.

Когда один стремится на балеты,

другой стремится прямо на бега.

 

Я лишнего и в мыслях не позволю,

когда живу от первого лица.

Но часто вырывается на волю

второе «Я» в обличье подлеца.

 

И я боюсь, давлю в себе мерзавца,

О, участь беспокойная моя.

Боюсь ошибки, может оказаться,

что я давлю не то второе «Я».

 

Когда в душе я раскрываю гранки

на тех местах, где искренность сама,

тогда мне в долг дают официантки

и женщины ласкают задарма.

 

Но вот летят к чертям все идеалы,

но вот я груб, я нетерпим и зол.

Но вот сижу и тупо ем бокалы,

забрасывая Шиллера под стол.

 

А суд идет, весь зал мне смотрит

в спину.

Вы, прокурор, вы, гражданин судья,

поверьте мне, не я разбил витрину,

а подлое мое второе «Я».

 

И я прошу вас, строго не судите.

Лишь дайте срок, но не давайте срок.

Я буду посещать суды как зритель

и к судьям заходить на огонек.

 

Я больше не намерен бить витрины

и лица граждан, так и запиши!

я воссоединю две половины

моей больной раздвоенной души.

 

Искореню, похороню, зарою,

очищусь, ничего не скрою я.

Мне чуждо это «Я» мое второе

нет, это не мое второе «Я».

 

 

* * *

 

Так дымно, что в зеркале нет

отраженья,

и даже напротив не видно лица,

и пары успели устать от круженья,

и все-таки я допою до конца.

 

Полгода не балует солнцем погода,

и души застыли под коркою льда,

и, видно, напрасно я жду ледохода,

и память не может согреть в холода.

 

В оркестре играют устало, сбиваясь,

смыкается круг не прорвать мне

кольца.

Спокойно! Я должен уйти улыбаясь,

но все-таки я допою до конца.

 

 

 

    ОН БЫЛ ВРАГОМ СТЕРЕОТИПОВ

 

 

Постарайтесь не пропустить этой выставки!

В вашем распоряжении две недели.

Вот адрес: улица Михайлова, 11.

Дом культуры «Прогресс» ЛОМО.

Это в двух шагах от Финляндского вокзала.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве. Газета «Смена», 24 января, 1988 г.; статья М. Садчикова «ОН БЫЛ ВРАГОМ СТЕРЕОТИПОВ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район.    Живописцы, графики и скульпторы представляют более 60 работ, пятеро ленинградских фотографов подготовили 70 фотосюжетов. Здесь будут показаны и видеоматериалы, пройдут встречи, дискуссии, постоянно будут звучать песни. Выставка посвящена Владимиру Высоцкому.

 

    Идея так именно отметить юбилей принадлежит 34-летнему инженеру НИИ земной коры Университета Александру Кисиленко.

 

    Сашу я давно-предавно не видел. А раньше ведь вместе ездили на слеты самодеятельной песни, ставили палатку, ночевали у костра, обменивались записями бардов. Кисиленко — человек педантичный, въедливый, типичный исследователь, коллекционер. Но к концу 70-х движение авторской песни пошло на убыль: что изучать, исследовать? И вдруг — лето 1980-го. Все кругом как от спячки проснулись: «Высоцкий, Высоцкий...» Недоглядели, не уберегли. Не ценили, не знали. Хлынула мода на Высоцкого, но продержалась года два. В 1986-м — новая волна. Открылись многие неизвестные факты. Стало возможным опубликовать, казалось бы, все о Высоцком, издать «антологию» его записей.

 

    Все это время мой старинный приятель не появлялся. Изредка звонил:

 

    — Ну, что там нового у эстрадных звезд?

 

    — А что у тебя?

 

    — Слушаю Высоцкого... Мы тут вообще-то клуб делаем, но раньше времени говорить не стоит. Сделаем — позвоним.

 

    И вот — позвонили.

 

    Оказалось, несколько лет назад создали они с Владимиром Румянцевым, корректором типографии № 8, творческую группу. Занялись изучением записей.

 

    — Нам известно свыше пятисот выступлений Высоцкого в разных городах за двадцать лет — как публичных, так и частных концертов. Их было, конечно, больше — полторы-две тысячи, а записаны около восьмисот. Сотни пленок нами уже расшифрованы. Они бесценны. Дело ведь в том, что для текстологии Высоцкого огромное значение имеют именно варианты песен, а не рукописи-черновики, — объяснил мне Кисиленко.

 

    — Сам Высоцкий говорил: «Я же все время так делаю: начинаю петь, и что в конце выкристаллизовывается само по себе — оно и остается»,— добавляет Румянцев.

 

    — Расположив тексты конкретных исполнений конкретной песни в хронологическом порядке, мы получаем удивительную возможность видеть — как песня изменяется, она живет, «дышит». Автор то и дело меняет одно слово на другое, заменяет и фразы... Тут-то и открываются перспективы изучения творческого пути, процессов, приемов.

 

    Мои собеседники увлекаются, и вот уже слышу:

 

    — Творчество Высоцкого по всему Союзу изучалось и будет изучаться впредь силами любителей!

 

    — То есть вами...

 

    — Сейчас объясним — как мы работаем. Отдельные любители обычно объединяются в небольшие группы — по три-четыре человека. Так удобнее вести поиск. «Высоцковеды» уже неплохо знают друг друга. Мы давно ведем переписку с корреспондентами из других городов, обмениваемся материалами. Организовать эти разрозненные группы, вооружить их знаниями (а библиография по Высоцкому перевалила за 3000 ссылок), дать им отработанные методики, чтобы дальше уже двигаться всем вместе, — вот цель. Хотим организовать нечто вроде «школы Высоцкого».

 

    — Ну, это уж вы хватили... Стоит ли дублировать деятельность комиссии по изучению творческого наследия Высоцкого?

 

    — Не раз сталкиваясь с ней, мы убедились: уважаемая комиссия особо не интересуется работой на местах. Ее задача — подготовить архивные материалы поэта к публикации. Комиссия к тому же работает односторонне: «Шлите нам все, что есть, а мы сами разберемся что к чему». Любители с такой позицией не согласны! Кроме того, комиссия не занимается фонограммами.

 

    Дальше на меня обрушивается поток терминов, описание методик и прочих библиографических, литературоведческих хитростей...

 

    — Но вы-то откуда все это знаете — ведь не имеете специального образования?

 

    — Для нас Высоцкий — не памятник, а живой пример. Человек, который все время ломал стереотипы, стал первым в песенном жанре, хотя ведь здесь профессионалом не был! Потому «высоцковедом» может только тот стать, кто сам стремится стать выше. Мы не против помощи специалистов, но упрашивать их, ждать, пока раскачаются, тоже не станем. Иными словами, считаем: любители должны стать профессионалами в своем деле.

 

    Что ж, пусть это и спорное утверждение, но разве не существенно это их желание — брать пример с Высоцкого! Ставить серьезные задачи! Знаете, о чем уже думают ребята: о создании словаря языка Высоцкого. Предполагают, что работа займет у них лет 15–20. Есть и еще более дальняя мечта — подготовка академического издания Высоцкого. Есть уже, как видим, и вполне конкретные дела — выставка в ДК «Прогресс». Она открыта каждый день с 12 до 20 часов.

 

    Выставка станет первым официальным мероприятием созданного ими «Клуба-88». Восемьдесят восемь — это не просто год создания, это еще и — Владимир Высоцкий. Ведь цифры «88» так похожи на «ВВ». В клубе уже около ста человек — в возрасте от 12 до 65 лет.

 

    — Мы ждем и новичков, хотя раздувать клуб искусственно тоже не будем. Наш адрес: 198217, Ленинград-217, абонентный ящик 369. «Клуб-88». Наше объединение — не коммерческое, пока не хотим, следуя модному поветрию в клубной работе, переходить на хозрасчет. Главное — поиск. Серьезный поиск. Хотя и не отказываемся от выставок, лекций, встреч с широкой аудиторий.

 

 

    М. САДЧИКОВ

 

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::