Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[23.01.1993]   ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ

Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.

 

 

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.: «ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.Он написал портрет эпохи

55-летию со дня рождения Владимира Высоцкого)

 

 

   О Высоцком нам хочется знать вce. Интерес к этому человеку не прошел за те двенадцать лет, что его нет с нами. Наоборот, он все более возрастает. И несмотря на то, что на Ваганьково в день его рождения собираются уже не такие толпы, как прежде, несмотря на то, что ветреные сторонники музыкальной моды давно уже увлекаются иными ритмами, несмотря на то, что зеленеет бронза на помпезных памятниках и мемориальных досках, — несмотря на все это, у Высоцкого осталось огромное количество почитателей и исследователей. Интересная задача для социолога, а может быть, для психолога, а может, для литератора: выяснить причину такого небывалого явления, как ВЫСОЦКОВЕДЕНИЕ — науки, существующей фактически вне закона, ибо возникла она не в чиновной тишине кабинетов Министерства культуры. Ее придумали и воплотили в жизнь люди, большая часть которых не имеет никакого отношения ни к научной, ни к музейной, ни литературной работе. Среди дотошных собирателей и исследователей творчества Высоцкого есть шахтеры, переплетчики, врачи... Конечно, им не всегда достает профессионализма. Конечно, их робкие пробы пера могут показаться наивными. Однако дорогого стоит само это стремление — вникнуть, разобраться, лучше понять любимого поэта.

 

   То, что вы сейчас прочитаете, — это и есть плод работы таких вот «высоцковедов», «высоцкоедов» и «высоцкоманов». Регулярно их статьи и интервью публикуются на страницах журнала «Вагант», посвященного Владимиру Высоцкому. Этот журнал выходит уже три года, и за это время там опубликовано немало интересных материалов. С разрешения «Ваганта» мы перепечатываем фрагменты интервью и выступлений видных деятелей культуры, размышляющих над тем, какую роль в нашей жизни сыграл этот человек — Владимир Семенович Высоцкий.

 

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.: «ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   Александр Володин, драматург: 

   Однажды мне сказала жена, что звонил Высоцкий. Я не поверил. Это был, с моей точки зрения, человек другого, если можно так выразиться, высокого мира. Потом он звонил еще раз, но меня опять не было дома. Наконец дозвонился и сказал, что хочет зайти поговорить. Очень хорошо помню, что меня это взволновало необычайно.

 

   Высоцкий пришел не один — с каким-то молодым режиссером. Мы сидели на кухне, и он меня уговаривал написать сценарий, идею которого придумал сам. Это должен был быть фильм для двух актеров: для него и, как я понял позже, для Марины Влади. Идея заключалась в следующем: женщина звонит по телефону мужчине и разговаривает с ним. Она говорит очень умно и красиво. И так несколько раз. Мужчина просит о встрече, а она все время отказывается, но продолжает звонить. Проходит какое-то время, и он случайно узнает, что эта женщина работает вместе с ним, сидит где-то за соседним столом. То есть он ее просто не замечал.

 

   Так получилось, что я тогда Высоцкому отказал. К сожалению, почти такая же повесть уже была. Ее написал один азербайджанский автор. Но это была не основная причина моего отказа. Дело в том (до сих пор раскаиваюсь в собственной глупости), что я не мог представить себе, что буду писать сценарий для самого Высоцкого! Он был для меня недосягаем, и этого барьера я никогда не преодолел. Тогда казалось, что ни за что не смогу написать так хорошо, как он это сможет сыграть.

 

   Когда стал отказываться, Высоцкий сказал, что будет петь, сколько я пожелаю, хоть до утра. Я снова отказался, но он продолжал настаивать. Мне стало очень неловко, и я тогда попросил его спеть для ребят, которые сидели в соседней комнате. Дело в том, что это было начало июня 1967 года, мой сын заканчивал четвертый курс университета и как раз с друзьями готовился к какому-то экзамену. Высоцкий прошел в эту комнату и спел четыре песни: «Это был воскресный день...», «На границе с Турцией...», «Хоть бы облачко...» и «В королевстве...». Он, наверняка, пел бы еще, но я его остановил, сказал, что ребятам надо заниматься, так как мне было очень стыдно, что все равно ничего не смогу ему сделать.

 

   Это, пожалуй, был единственный случай в его жизни, когда его попросили больше не петь.

 

 

   Протоиерей о. Александр Мень: 

...Высоцкого я лично не знал, но песни его очень люблю. Ведь это, по существу, первый народный поэт, отразивший весь срез эпохи последних лет. И если у Окуджавы, в основном, лирические строки, у Галича — социальный протест, то Высоцкий написал портрет эпохи. Опять же неисчерпывающий. Но даже его песни про горы, про мужество не есть какая-то временная конъюнктура. Он в самом деле был такой человек, он действительно так думал.

 

 

   Новелла Матвеева, поэтесса: 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.: «ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   По-моему, в лице Владимира Высоцкого мы потеряли САМОГО популярного менестреля наших дней и нашей страны. Его сатирические песни проницали до тех слоев общества, которые, казалось, все еще не интересуются искусством, искусством вообще, а тем более таким — пока не до всех доходчивым — как авторская песня в авторском исполнении. Я не видела, кажется, ни возраста, ни общественного состояния, равнодушного к песням Высоцкого. Это ли не НАРОДНЫЙ тип таланта?!

 

   Это есть народность, я бы сказала, не архаическая, не такого характера, какой мы привыкли за народностью закреплять. Мы — чего греха таить — все-таки привыкли связывать народность в искусстве с кренделем, самоваром и сарафаном, с чем-то лебяжьим, дебелым и замедленным, а вокруг этой дородной плавности — чечетка да присядка... Владимир Высоцкий вдохнул в народное направление песни столько энергии, столько новизны, что мы, пожалуй, можем и не узнать народную песню в столь разительно-преображенном виде. Тем более что песня эта — больше городская и притом остросовременная. Да, и все-таки это песня народная, потому что она — для всех слоев и потому, что она пригодилась народу, который и сам ведь давно и неузнаваемо преобразился — образовался, осовременился.

 

   Юз АЛЕШКОВСКИЙ, писатель, поэт:

    Я лично никогда — ни вслух, ни про себя — не называл Владимира Высоцкого бардом, потому что искренне считал его настоящим поэтом. Дело для меня, конечно, не в словах: бард, менестрель или рапсод. Дело не в гитаре, не в мандолине, не в гармошке. Дело не в удачной шлягерной мелодии, не в ошеломительной манере исполнения, наконец. Все это само по себе не делало и не делает из многочисленных исполнителей собственных поэтических текстов истинных, народных артистов. Я не могу и не хочу говорить: Высоцкий был народным артистом. Высоцкий — народный артист. Высоцкий — поэт. Он народный не потому, что кино, звукозапись и такое мощнейшее средство массовой информации, как «самиздат», сделали его голос, его песни популярными во всем, без преувеличения, мире. Он народен, потому что он талантливейший выразитель реальной жизни своего народа. Он с такой сердечной болью чувствовал людскую одинокую судьбу, был так неравнодушен к судьбам времени, к судьбе России, что из его текстов можно почерпнуть не только собственно поэтическую, но и, простите за выражение, социальную информацию о жизни закрытого общества. Информации этой... в десятке его песен и баллад больше, чем в восьми с половиной тоннах макулатурного, бездушного и бездарного хлама соцреализма.

 

 ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.: «ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.

   Алла Пугачева, певица: 

   ...Другом Высоцкого я не являлась. Единственное, что я могу вспомнить, связанное с Владимиром Семеновичем (а он всегда был для меня Владимиром Семеновичем) — это то, что мы встречались в одном доме, у нашего общего знакомого. Я была тогда — никто, так, девочка лет семнадцати... Я садилась за пианино, играла. Владимиру Семеновичу нравилось. Там бывали разные люди: космонавты бывали, ученые, Гагарин был. А я со всеми фотографировалась. Вот так вот: хозяин в центре сидит, слева, скажем, Гагарин, справа — я. Или: хозяин в центре, Высоцкий слева, справа я. И, поскольку я была никем, меня на всех фотографиях отрезали. Теперь жалеют...

 

   Почему я не считаю себя другом Владимира Семеновича? Потому что друг — это нечто большее. А мы потом почти и не виделись, только время от времени передавали друг другу: «Пусть эта свинья хоть позвонит!..» Это он — в мой адрес. А я говорю: «Это я — свинья?! Он что, сам позвонить не может!» Какая же это дружба?

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.: «ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   ...Я собралась спеть песни Высоцкого — это «Беда» и «Бокал вина» — только в ту страшную ночь на 25 июля 1980 года. Они мне так понравились, мы их отрепетировали. На следующий день у меня должен был быть концерт, и я сказала: «Ну, давайте позвоним ему сейчас, скажем...» Это кошмар какой-то: вот так вот всю жизнь: не звонишь, и вдруг в четыре часа ночи тебя что-то обуревает... «Давайте позвоним! Давайте!..» Есть телефон? Нет телефона!

 

   На следующий день раздобыли телефон, позвонили...

 

   Да, это трагедия! Но это, — оптимистическая трагедия, потому что сколько людей уходит из жизни, и никто этого не замечает. А тут заметили все, и по сей день все о Высоцком помнят. А пока человека помнят, он бессмертен! Популярность ли это? Нет. Даже уже не любовь. Это — СЛАВА.

 

 

   Для тех же читателей, которых заинтересовала информация о журнале «Вагант». сообщаем его адрес: Москва, Шаболовка, 21.

 

   Материал подготовили: Михаил МОДЕЛЬ, Александр ПЕТРАКОВ (Москва), Олег СМИРНОВ (Пушкино, Московской области), Лев ГОДОВАННИК (Санкт-Пе­тербург).

 

   Фотографии из музея Влади­мира Высоцкого.

 

 

 

ОТ ЛИЦА ПЕРСОНАЖА

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.: «ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.   ...В 1988 году на журфаке МГУ тиражом всего 1.500 экземпляров была выпущена газета, посвященная 50-летию В. Высоцкого. Скорее, это даже была не газета, а маленькая книжечка в сорок страниц, изданная на плотной мелованной бумаге. Разошлась она мгновенно. В номере было много фотографий, академических материалов, интервью... Я встретился с известным поэтом-пародистом А. Ивановым. Вот маленький отрывок той беседы:

 

   — (Александр Алешин). На одном из концертов, отвечая на записки, вы сказали, что писали пародии на песни Высоцкого?

 

   — (Александр Иванов). Это не совсем так. Скорее всего мое произведение можно назвать шутливым, капустническим подражанием. Ведь Высоцкий писал от лица своих персонажей, а их у него было довольно много. Один из них показан в песнях «Милицейский протокол», «Мой сосед объездил весь Союз». Вот и я написал нечто подобное, если можно так выразиться, от лица всем известного «героя». Высоцкий знал это подражание и против него ничего не имел... (И дальше само стихотворение):

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.: «ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.Гуляет а юбочке бордо

Кассирша Вера.

И занимается дзюдо

Она, холера.

Ее в мага’зине у нас

Все опасались,

Но в понедельник с пьяных глаз

Мы расписались.

Во вторник, в среду и

в четверг

Я продержался.

Наш дворник, Федя Розенберг,

Все поражался.

И в пятницу, курям на смех,

Был трезвый, вроде.,

А Зинка, стерва, мне при всех:

— Гляди, Володя...

Все говорили: «Баба-страх»,

А я уперся.

И вот а субботу на бровях

Домой приперся.

Я трезвым драться не люблю,

Скажите, братцы...

Но ежели я во хмелю,

Куда ж деваться?

Само собой пошел скандал

Промежду нами,

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Газета «Подмосковные Известия», 23 января, 1993 г.: «ОН НАПИСАЛ ПОРТРЕТ ЭПОХИ». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.И тут я что-то ей сказал

Об ейной маме...

Ведь как-никак во мне

семьсот

И пива сколько...

А я гляжу — ее трясет,

Ну, смех и только.

Тут как-то я ее назвал,

Но не обидно.

А дальше в памяти провал —

Заснул, как видно...

Очнулся в гипсе, как святой,

Хужей медведя.

А был когда-то холостой,

Ты помнишь, Федя?

 

 

КОНЦЕРТ ПРОДОЛЖАЛСЯ НЕ БОЛЬШЕ ЧАСА...

 

   НЕ ПЕРЕСТАЮ удивляться чудесам, которые подкидывает жизнь соответственно поговорке «тесен мир». Или лучше— «на ловца и зверь бежит». Так однажды, когда я по своим делам зашла в информационный центр музея Высоцкого «Вагант», что на Шаболовке, 21, то попала в обеденный перерыв. И не то, чтобы обеденный перерыв там свято соблюдался, но не хотелось нарушать порядок, и поэтому я стояла посреди тесной прихожей-коридора (которая, однако же, и рабочая комната тоже) в раздумье, чем бы скоротать время. И увидела, как в дверь нерешительно заглядывает седой господин, если выразиться по-нынешнему. «Наверное, обед?» «Проходите, проходите! — радушно приглашаю я, зная, что не выгонят. — Пока взгляните, какую литературу о Высоцком предлагают... А вот, кстати, посмотрите и эту книжку, только что выпущенную Красноярским издательством». И достаю из сумки книгу Павла Леонидова «Владимир Высоцкий и другие». «Сколько стоит?». «Сорок...». «Так мало?». «А другие говорят много...». «Много? Я сейчас чуть не купил кассету за двести рублей— обнаружил на ней песню Высоцкого, которой у меня нет». «Вот это коллекционер! — подумала я. — А вам не приходилось видеть или слышать Высоцкого?» «Случалось...» «А не расскажете ли вы мне об этом?» «Почему не расскажу?..»

 

   Мы пристроились на сиденье у стены, я достала свой блокнот, и Александр Алексеевич Колчин начал рассказывать:

 

   — Я в то время работал начальником управления народных промыслов Мосгорисполкома и был на концерте Владимира Высоцкого в объединении «Гжель». Пригласил нас директор объединения Виктор Михайлович Логинов. Это было в 1979 году осенью, уже тепло одевались (значит, после гастролей Театра на Таганке в Тбилиси, после 14 октября. — Л. С.).

 

   Концерт Высоцкого проходил в «красном уголке». Это был освободившийся цех, огромное помещение на 800 мест, но народу туда набилось гораздо больше. Он не был оборудован под концертный зал, ни занавеса, ничего... Только небольшое возвышение — подиум. Никаких билетов не было. Просто после работы часам к шести все собрались...

 

   Мы прошли, скромненько сели. Вышел директор, спросил у певца, можно ли записать концерт, он разрешил. Магнитофон поставили на подиум и во время концерта постеснялись подойти проверить, как он работает. А потом обнаружили, что вся пленка замоталась. Пропала запись. Я тогда уже собрал в своей коллекции много его песен, поэтому на этом концерте все песни были мне известны, кроме одной «...кругом пятьсот...» («Я вышел ростом и лицом...». — Л. С.).

 

   Концерт продолжался не больше часа, минут сорок. После него мы с директором пригласили Володю в кабинет выпить чаю и предложили ему водки. Он стал отказываться: «Меня первый же гаишник просто из любопытства остановит и что тогда?». Мы настаивали по старой российской традиции: ради такого случая — и не выпить! Как же мы потом в июле 80-го раскаивались! Мы же не знали этой Володиной проблемы. Правда, выпил он только одну рюмку. И мы его потом негласно проводили до Малаховки через оба поста ГАИ — ехали следом.

 

   Там в кабинете я удовлетворил свое любопытство — на какой стадии коллекционирования я нахожусь. Спросил у Высоцкого: «Сколько песен вы написали?». «Около тысячи». «А сколько напели?». «Да это я не считал. А сколько вы собрали?». «Двести». «Мало. Есть коллекции богаче».

 

   Сам Володя расспрашивал о гжельском промысле, о его истории. Любознательный. Все ему хотелось знать, во всем разбираться. Говорили и о ситуации, в которой он пишет и поет. Этот разговор начал он сам с того, что не всем нравится, что он пишет и поет ни по содержанию, ни по исполнению. Мы стали успокаивать его, что мы-то любим его, что он нужен народу, на всех не угодишь, кому какое дело... Чувствовалась его глубокая обида. И правда, он и не заслуженный, и не народный, а уж куда народнее можно быть. Мне потом рассказывали, как ему хотели дать хоть заслуженного артиста Дагестанской АССР: (Кабардино-Балкарской, а позже — Северо-Осетинской. — Л. С.), но так и не дали. И что его так травили? Ведь ничего явно антисоветского у него не было...

 

   На прощание я пригласил его посетить наши другие подмосковные промыслы: Федоскино, Хотьково, Хохлому, Дядьково. Он обещал. Я дал ему свою визитку и стал ждать звонка.

 

   Уезжал он — было уже темновато. Как я говорил, мы проехали за ним до Малаховки. Он хорошо, ровно пошел...

 

   ...Николай Тамразов, режиссер эстрады, приехавший вместе с Высоцким на этот концерт, вспоминает, что когда они подавали машину к складу, где делали закупки, там уже лежал снег (видимо, это был конец ноября — начало декабря). Купили посуду и сувениры в двух-трех экземплярах, и когда вернулись к Володе домой, он уселся на ковре и стал делить: «Это тебе, это — мне, а это давай подарим Валерке (Янкловичу), тому-сему...» Чайник же в виде петуха с золотой короной объединение только начало выпускать, и он в единственном экземпляре стоял в кабинете директора. Директор и подарил его Володе, и он до сих пор стоит в его квартире на Малой Грузинской...

 

Лариса СИМАКОВА.

 

 

   ОТ РЕДАКЦИИ. Со временем многие детали стираются в памяти. Возможно, в воспоминаниях А. Колчина есть неточности. Те, кто присутствовал на гжельском концерте и готов внести уточнения и дополнения, могут позвонить по телефону 256-95-52.

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::