Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[31.08.1988]   В СОДРУЖЕСТВЕ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Газета «Московский комсомолец», 31 августа, 1988 г.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии). Газета «Московский комсомолец», 31 августа 1988 г.; Беседа Сергея ЗАЙЦЕВА с помощником главного режиссера по литературной части Театра на Таганке Петром Леоновым: «В СОДРУЖЕСТВЕ С ЧИТАТЕЛЯМИ. Еще раз о музее В. Высоцкого». Сайт универсальной городской газеты «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район. 

 

     В СОДРУЖЕСТВЕ С ЧИТАТЕЛЯМИ

    Еще раз о музее В. Высоцкого

 

 

    Полгода назад в «Правде» и других газетах были опубликованы проблемные материалы о создании музея Владимира Высоцкого на Таганке. Помогли ли эти публикации делу? На этот вопрос отвечает помощник главного режиссера по литературной части Театра на Таганке Петр Леонов:

 

    — Как это ни печально, не помогли. Решения о создании музея до сих пор нет. А реакция читателей на публикации оказалась неожиданной. Сторонники создания музея, успокоенные торжествами по случаю 50-летия Владимира Высоцкого, веря, что после газетных выступлений все само собой сделается, перестали обращаться в инстанции. Противники же творчества Высоцкого, наоборот, перешли в наступление. В театр приходили возмущенные письма, раздавались звонки: «Не допустим, чтобы вы своему хрипатому алкоголику музей сделали!» Чиновники тоже насторожились: традиционный мемориальный музей — это еще куда ни шло. А живой музей-центр, в котором дело бунтаря Высоцкого будет продолжаться?.. Как бы чего не вышло!

 

    В управлении музеев Министерства культуры СССР мне откровенно заявили: «Музей Высоцкого — это хорошо. Но сейчас нам этим заниматься некогда. Мы сначала должны решить свою судьбу — ведь наше управление реорганизуют!».

 

    — Так что же, судя по вашим пессимистическим высказываниям, музея Высоцкого в Москве может вообще не быть?

 

    — Вы абсолютно зря причислили меня к пессимистам. Напротив, я уверен, что музей Высоцкого будет. Я поверил в это в августе 1980 года, когда началось стихийное паломничество поклонников творчества Высоцкого в Театр на Таганке. Люди не просто хотели увидеть дом, где Высоцкий стал Высоцким, но и приносили в музей материалы о нем, порой уникальные. На Таганке возник клуб-музей, где люди могли общаться со своими единомышленниками, с теми, кто и в период безгласности не молчал.

 

    Верил я, что музей Высоцкого будет, даже в 1984 году, когда после лишения советского гражданства Юрия Петровича Любимова все материалы музея Театра на Таганке (более 12 тысяч единиц хранения), в том числе и о Высоцком, волевым решением были переданы в ЦГАЛИ.

 

    — А есть ли помимо вашей веры реальные предпосылки для создания музея Высоцкого?

 

    — Идею создания музея активно поддерживает Советский фонд культуры. Как известно, на счет фонда культуры № 702 Госбанка СССР с пометкой «На создание музея Высоцкого» принимаются денежные переводы. Пока что собрано около ста тысяч рублей. Ясно, что строительство и оборудование здания потребует значительно больших средств. И они, конечно, будут, когда дело стронется с мертвой точки.

 

    Исполком Моссовета 31 мая 1988 года принял решение о строительстве музея в 1990-1992 годах по адресу: Нижний Таганский тупик, 13.

 

    Недавно были подведены итоги конкурса на эскиз-идею здания музея Высоцкого. Он проводился по инициативе комсомольцев Московского архитектурного института и Главного архитектурно-планировочного управления города Москвы. Победителями конкурса стали молодые архитекторы ВНИИ теории архитектуры и градостроительства Михаил Лобазов и Андрей Савин. Их проект очень прост и непритязателен. Предлагается объединить застекленной галереей два обновленных переулочных дома.

 

    — Ждать строительства здания музея придется в лучшем случае четыре года. А можно ли уже сегодня прийти к вам, чтобы увидеть то, что уже собрано, принести в музей новые экспонаты?

 

    — Я очень боюсь этого вопроса. Дело в том, что самостийные «экскурсии» в официально не существующий музей очень мешают нормальной работе театра. Ведь помещение литературной части, где мы собираем материалы, находится за кулисами старой сцены.

 

    Поэтому мы просим всех набраться терпения и дождаться, когда будет построено здание для музея.

 

    А вот что касается обладателей рукописей, звукозаписей, фотографий, мемориальных предметов, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого, — милости просим!

 

    — Понятия «музей» и «Высоцкий», по-моему, трудно сочетаются...

 

    — Музей-центр Высоцкого должен быть, по-моему, в хорошем смысле громким, динамичным, живым. Хочется вернуть слову «музей» первозданный смысл. Ведь в Древней Греции «Музеум» — «Храм муз» — был местом общения и совместного творчества.

 

    Музей-центр Высоцкого будет включать в себя не только экспозицию и хранилища, но и видеотеку, библиотеку, звуковую студию. Очень важно заложить в структуру музея-центра способность к саморазвитию. Музей станет составной частью культурного центра на Таганке, объединяющего театр, концертный зал в церкви Николы на Болвановке, кафе, гостиницу, сквер.

 

    — Если вопрос о строительстве здание для музея уже решен, значит, решен вопрос и о самом музее?

 

    — Да нет, это не совсем так. А точнее, совсем не так. Как это ни парадоксально, здание музея — еще не гарантия открытия в нем музея Высоцкого. Важно утвердить статус музея.

 

    По моему мнению, музей-центр Высоцкого должен иметь статус Государственного музея при Театре на Таганке. Прецедент существования музея с таким статусом есть — Государственный музей МХАТ.

 

    Организационная и материальная автономия музея плюс творческое и хозяйственное содружество с театром (например, использование его залов для разного рода встреч и конференций) — по-моему, лучший вариант для нормальной жизнедеятельности музея.

 

    — Но ведь музей родился при Театре на Таганке. Почему бы ему не существовать в статусе притеатрального музея?

 

    — Все притеатральные музеи нашей страны влачат жалкое, бесправное, нищенское существование. Как бы ни был заинтересован театр в создании музея, он не может (тем более в рамках театрального эксперимента) позволить себе роскошь содержать полноценный музейный организм. Музей и театр — антагонисты по природе. Музей работает для вечности. Театр — для сегодняшнего спектакля. По мнению театра, «музей может подождать». И музей всегда ждет...

 

    В театре нет, да, наверное, и не должно быть музейности. Психология актеров совсем иная, чем у музейщиков.

 

    — Существует спор о том, каким будет музей на Таганке: музеем Высоцкого или музеем театра?

 

    — Мне представляется неверным это противопоставление. По-моему, эти два музея должны содружествовать. Кстати, архитектурный проект из двух объединенных зданий дает для этого все основания.

 

    — При ныне существующем интересе к Высоцкому музей-центр, наверное, может стать хозрасчетной, самоокупаемой организацией?

 

    — Думаю, наверняка мог бы. К нам даже обращались кооператоры с предложением создать музей-кооператив Высоцкого. Но мне не хотелось бы, чтобы дух коммерции проник в будущий музей. И так слишком много спекуляций на имени Высоцкого. Брелоки, календари, бюстики, лекции по трояку, книги по пятерке и дороже. Даже копилками торгуют в виде книги стихов Высоцкого!

 

    По-моему, было бы справедливо, чтобы государственная дотация на музей частично погашалась пожертвованиями посетителей, благотворительными вечерами, спектаклями и так далее.

 

    А входная плата и цена услуг в музее-центре должны быть минимальными, доступными и школьнику, и пенсионеру.

 

    — В газетах появилось сообщение об объявлении сбора средств на создание Всесоюзного центра авторской песни имени Владимира Высоцкого. Это что, конкурирующая с музеем фирма?

 

    — Эти опасения необоснованны, хотя вы не одиноки в своих сомнениях. В театр звонили люди, которые уже перечислили деньги на музей Высоцкого. Они переживали, что, не посоветовавшись с ними, Фонд культуры отдаст их рубли на строительство Центра авторской песни. Но в Фонде культуры заверили, что такая опасность не грозит. Музей Высоцкого и Центр авторской песни — две разные организации. Задачи музея-центра Высоцкого будут шире, чем у клуба авторской песни. Как известно, в разных городах нашей страны и даже за рубежом — в Болгарии, Польше — созданы клубы Высоцкого, его музеи. И это радостно. Одной из задач музея-центра Высоцкого на Таганке, очевидно, должна стать координация деятельности этих организаций, в том числе и Центра авторской песни имени Высоцкого.

 

    — Последний вопрос. От кого конкретно зависит принятие решения о создании музея-центра Высоцкого на Таганке?

 

    — Государственные музеи у нас в стране создаются по решению Совета Министров СССР или РСФСР. Бюро социального развития Советов Министров, которые должны подготовить эти решения, отказываются это делать без соответствующих просьб от Министерств культуры СССР или РСФСР. Так что все на сегодня зависит от того, проявят ли активность Министерство культуры и... читатели, на которых хочется надеяться.

 

    Очень важно, чтобы решение о создании Государственного музея-центра Высоцкого было принято еще в этом году, году пятидесятилетия Владимира Высоцкого.

 

    Беседу вел Сергей ЗАЙЦЕВ

 

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::