Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[01.07.1992]   ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ — КОМПОЗИТОР

Журнал «Эстрада и цирк», № 7–8, 1992 г.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии). Журнал «Эстрада и цирк», № 7–8, 1992 г.; Н. Шафер «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ — КОМПОЗИТОР». Сайт универсальной городской газеты «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии). Журнал «Эстрада и цирк», № 7–8, 1992 г.; Н. Шафер «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ — КОМПОЗИТОР». Сайт универсальной городской газеты «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район.  ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии). Журнал «Эстрада и цирк», № 7–8, 1992 г.; Н. Шафер «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ — КОМПОЗИТОР». Сайт универсальной городской газеты «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район.

 

 

    Владимир Высоцкий — композитор

 

    «Конечно, музыка в его песнях играет подсобную роль...»

 

    «Успех его песен во многом определяет злободневность содержания...»

 

    «В его песнях господствует мысль, а не композиторское мастерство...»

 

    Это цитаты из весьма доброжелательных высказываний о Высоцком.

 

    Итак, Высоцкий не был композитором в расхожем смысле слова. Он был «поющим поэтом». Музыка усиливала смысл и выразительность его слова. Но она была в его искусстве настолько важной составляющей, что к ней давно уже пора отнестись внимательнее.

 

    Высоцкий сам не раз давал повод судить о его песнях как о «распетых стихах». Постоянно напоминая, что он знает лишь три гитарных аккорда, он говорил: «Я вот подобрал музыку...», «Песня эта не моя, а Кохановского, а я только мелодию придумал...»

 

    Главный признак «некомпозиторства» Высоцкого — то, что он никогда одинаково не повторял песню. Двух одинаковых записей одной и той же песни у него просто не существует: каждый раз — какие-нибудь новые вариации или мелодические отклонения.

 

    Он постоянно нарушал общепринятые схемы. Мог два раза повторять вторую половину куплета там, где этого вовсе не нужно было делать. Не всегда умел выдержать паузу. В пику вокалистам тянул не гласные, а согласные, оказывая потрясающее действие на публику, в особенности в песнях драматического характера. Отсюда сложности издания нот с песнями Высоцкого. Потому что если выбранный из многих вариантов текст хоть в какой-то степени дает представление о песне в целом, то никакие нотные знаки не могут даже приблизительно зафиксировать манеру пения Высоцкого. Это под силу только магнитофонной ленте.

 

    Высоцкому, как интерпретатору своих песен, всегда было трудно записываться на пластинки. Ему иногда везло: попадались ансамбли, которые аккомпанировали ему с большим тактом по отношению к содержанию и стилю песни. Так получились прекрасные записи песни «Он не вернулся из боя», песен для кинофильмов «Вертикаль», «Ветер надежды», для диско спектакля «Алиса в стране чудес»... Но бывало и по-другому. Чаще всего Высоцкому приходилось сотрудничать с ансамблем «Мелодии» под руководством Георгия Гараняна. Среди удавшихся записей здесь в первую очередь вспоминаются, конечно, «Кони привередливые», однако в целом все то, что «Мелодия» делала с песнями Высоцкого, было сведением их к эстрадным стандартам. Проникновенная лирическая песня, например, «Дом хрустальный» вдруг приобретала искусственную моторность. Иногда Высоцкий напоминал Лаокоона, опутанного змеями: он кричал, пытаясь перекрыть громоздкую аранжировку и вырваться из опутавших его труб и саксофонов. В таком виде были записаны «Корабли», где назойливый аккомпанемент просто убивает живую душу песни. А шаблонные отыгрыши в «Утренней гимнастике» и «Москве-Одессе» придавали песням неприятную легковесность, отвращали слушателей от серьезного подтекста. В его записях, сделанных во Франции, музыкальное сопровождение также оставляет желать лучшего. Правда, французский ансамбль все же не мешает Высоцкому петь, а иногда даже помогает ему, создавая необходимый фон для таких песен, как «Протопи ты мне баньку, хозяюшка» или «Ну, вот исчезла дрожь в руках».

 

    Высоцкий как композитор — тема чрезвычайно трудная. Прежде всего потому, что наряду с собственными мелодиями он использует заимствованные. Например, в «Диалоге у телевизора» мы вдруг слышим музыкальную фразу из кубинской песни «Кто ты». Однако, используя популярные бытовые интонации, заставляя своих героев изъясняться при помощи избитых музыкальных фраз, Высоцкий часто как бы подчеркивает стандартность их мыслей и чувств, обывательский кругозор. «Уж ты бы лучше помолчала бы!» — отчитывает свою Зину мрачный герой «Диалога у телевизора». Отчитывает при помощи музыкальной фразы из кубинской песни «Кто ты», потому что «своей» мелодии у этого героя в душе нет... Тут впору вспомнить, что Высоцкого нередко отождествляли с его «блатными» персонажами, с героями, от лица которых он пел. Так, поэт-«патриот» Станислав Куняев, не видя разницы между автором и его персонажами, чья жизнь изображена «чем-то вроде гибрида забегаловки с зоопарком», обвинил Высоцкого еще и в том, что своими песнями он вступил в деловые отношения с потребителями культуры — торгашами...

 

    В песнях Высоцкого, конечно же, налицо определенный художественный прием — как поэтический, так и музыкальный. Самораскрывается в песнях не автор, а персонаж. И опять-таки не автор, а именно персонаж «неразборчив» в музыкальных интонациях, пытаясь приспособить к своим излияниям то, что попадется под руку — будь то официальная песня или зарубежный шлягер. Доказать все это вовсе не трудно. Достаточно внимательно прослушать те песни, где Высоцкий поет даже от собственного имени, чтобы понять, что он солидарен не с блатными героями, а с Гамлетом...

 

 

    Головокружительный порыв страсти, отчаянная удаль и вызов судьбе, добровольная отдача себя стихии и яростная борьба с ней, а вместе с тем отдушина и разрядка от неимоверного напряжения — такой Высоцкий в своих «цыганских» песнях. «Моя цыганская!» — так он объявлял на концертах песню «Сон мне: желтые огни...» Здесь уже не персонаж, а он сам, Владимир Высоцкий, взял целиком мелодию знаменитой цыганской песни «Две гитары» и слил ее со своим стихом-воплем: «И ни церковь, ни кабак — ничего не свято! Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята!». Какое же это творчество — спеть свои стихи на чужую мелодию? И все же: разгадать в мелодии ее трагический накал, освободить от наслоения пошлых слов, которыми она обрастала десятилетия, вернуть ей чистоту и благородство — разве это не сплав поэтического и композиторского творчества? В пророческой песне «Кони привередливые», построенной в общем-то на оригинальном мелодическом материале, изумляют проигрыши, в которых использована танцевальная мелодия широко известной «Цыганочки». Никто, кроме Высоцкого, не сумел бы создать такой танцевально-поэтический образ потрясающей силы в песне, которая не имеет никакого отношения к цыганской тематике. А ведь без этой «Цыганочки» ее уже представить невозможно.

 

    Высоцкий не стремился искусственно изобрести очередную мелодию, если новые стихи хорошо пелись под старую, гармонировали с их содержанием и душевным настроем. Так, песню «Корабли» он стал петь на ту же мелодию, что и «Прощание с горами», а песню «Верю в друзей» — на ту же мелодию, что и «Моя печаль».

 

 

    С подлинным увлечением Высоцкий экспериментировал над, казалось бы, уже готовой песней. Он поражал не только мелодическими и ритмическими изменениями в уже готовой песне, но и постоянной работой над ее структурой, композицией. Высоцкий часто переставлял строчки и целые строфы, порой он не менял ни слова, но от самой перестановки строф песня приобретала совершенно иную смысловую направленность. Такая метаморфоза произошла со «Случаем в ресторане». Это — песня-диалог. Капитан, бывший участник войны, заставляет пить водку молодого человека, не нюхавшего пороха, а потом упрекает его, что тот «красиво пьет», называет «подлецом» и «паскудой» — и все лишь на том основании, что тот был мал в период войны, не воевал. Молодой человек, естественно, уязвлен. Он переходит в контрнаступление: «Капитан, никогда ты не будешь майором!» Но затем, как бы сомневаясь в своем моральном праве возражать ему, замолкает и сидит перед ним, «как в окопе под Курской дугой, — там, где был капитан старшиною». Так заканчивалась песня в первой редакции и в таком виде была впоследствии напечатана в книге «Нерв». Но автор исполнял свою песню и по-другому. Он поменял местами строфы, и фраза «Капитан, никогда ты не будешь майором!» пришлась теперь на концовку. В защиту молодого поколения, которое считает себя не менее способным, чем поколение отцов: оно лишь не может позволить, чтобы о нем судили предвзято, с некой абстрактной высоты.

 

    Стремление интонационно и ритмически воспроизводить бытовую речь привело Высоцкого к созданию песен-речитативов. Исполняя их, он почти не пел, а выразительно произносил текст под аккомпанемент гитары. «Товарищи ученые», «Я вчера закончил ковку», «Честь шахматной короны» и многие другие можно лишь условно назвать песнями. Мы слышим здесь естественную человеческую речь, мастерски индивидуализированную присутствием на спектакле одного актера, беспрерывно перевоплощающегося в различных персонажей и создающего многообразные человеческие характеры. Юмор здесь неизбежно приправлен изрядной долей сатиры, за которой нередко скрывается горечь. Композиторское чутье никогда не подводило Высоцкого: он знал, в каких случаях надо «сказывать песню», а в каких — петь.

 

    ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии). Журнал «Эстрада и цирк», № 7–8, 1992 г.; Н. Шафер «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ — КОМПОЗИТОР». Сайт универсальной городской газеты «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район.Пора, наверное, сказать, что у Высоцкого есть немало оригинальных мелодий, которые имеют право быть причисленными к шедеврам нашего песенного творчества. «Песня о земле», «Он не вернулся из боя», «Все равно я отсюда тебя заберу» — какие прекрасные по своей эстетической сущности композиторские мелодии! Их теплота и задушевность, возвышенная лиричность и мужественность, а вместе с тем — великолепное развитие мелодической темы, отточенность каждой музыкальной фразы позволяют предположить, что расцвет композиторского дара Высоцкого был еще впереди... Высоцкий умел подойти к теме драматургически — плавная проникновенная мелодия со спокойной фактурой сопровождения вдруг приобретала у него ритмическую поступь тревожного марша («Песня о земле»), он добивался необычайной простоты мелодического рисунка, чтобы песня оказалась пригодной и для тихого группового исполнения («Он не вернулся из боя»), находя мягкие, почти акварельные краски для передачи тончайших нюансов трепетного чувства любви («Все равно я отсюда тебя заберу»).

 

    С именем Высоцкого теперь уже навсегда связано развитие нашей песни. Его герои прорываются через житейское к возвышенному и обретают удивительную цельность. Сквозная идея его песен — непременное воскресение творческой личности после смерти.

 

    Н. ШАФЕР

 

    На первой странице обложки

    ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

    Фото В. Плотникова

 

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::