Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[15.06.1990]   ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: ИТАЛИЯ, РИМ

Журнал «Турист», 1990 г.

 

   ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: ИТАЛИЯ, РИМ

 

             ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Журнал «Турист», 1990 г. «Владимир Высоцкий: Италия, Рим». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.     ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Журнал «Турист», 1990 г. «Владимир Высоцкий: Италия, Рим». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.

 

   Летом 1979 год Высоцкий побывал в Риме и сделал запись своего выступления для трансляции по одному из каналов итальянского радио. Песни из этой фонограммы не раз входили в передачи радиостанции «Голос Америки», а другая часть записи советским читателям и слушателям неизвестна. Предлагаем вашему вниманию импровизированное интервью-монолог, опустив лишь краткие авторские комментарии к песням, повторяющие аналогичные тексты, известные читателям из других источников.

 

   Я первый раз в Италии и рад делать в такой дружеской атмосфере передачу для вашего радио.

 

   В Москве совсем недавно мы закончили работать с Войчичем — представителем итальянского телевидения. Вместе сделали картину о моей работе в театре на Таганке. Снимали и за кулисами, театральный быт, снимали мои выступления в театре и просто личные концерты на публике в Москве. Были и на съемочной площадке, пытались передать атмосферу работы дома — как человек пишет (я им даже немножко спел дома), сделали какие-то прогулки по улицам...* И все это оформили моими песнями. Короче говоря, они, вероятно, попытаются дать представление итальянскому зрителю о том, как живет и работает человек, который не только занимается профессионально актерской деятельностью, но еще пишет, сочиняет песни — слова и музыку — и сам поет на публике.

 

   Ну вот, это будет, будет где-то осенью, здесь, в Италии, — передача, которая называется «Гулливер»... Сейчас у нас совсем другая задача. Тогда я в Италии был проездом, только в Генуе, чтобы попасть на корабль. И сейчас первый раз в Риме. Больше всего поражает, что этот город-музей такой живой и живучий. Так просто изо всех пор, как говорится, здесь брызжет жизнь. В течение дня, даже несмотря на жару или поздний час, всегда — люди, которые много смеются, улыбаются и веселы. Очень приятна открытость людей и желание, чтобы ты им понравился. А дальше уже немного нужно приложить усилий самому, чтобы это произошло. Думаю, это не просто легкость, а легкая возможность начала контакта. Мне кажется, можно дружить с людьми Италии действительно пo-настоящему. Я имею в виду дружбу, как мы понимаем ее в России: это в некоторых случаях больше, чем братство.

 

   Мне очень понравился и город, и люди. Говорю это не кривя душой, говорю то, что чувствую. Впервые за границей мне захотелось работать. Я обычно всегда накапливаю впечатления, а пишу дома. Здесь же была тяга писать. Не обязательно о Риме, об Италии и итальянцах — нет, просто захотелось работать. Вот еще чем Италия мне очень нравится.

 

   ...Я когда пишу, довольно мало занимаюсь окончательным отбором и окончательным деланием песни. Например, почти никогда точно не устанавливаю слова и музыку, только ритм. Ритм — это безусловно по самому началу, когда выбираешь размер стиха, прямо сразу с гитарой, с магнитофоном... Я делаю много-много разных вариантов, потом их прослушиваю и, которые ближе всего к тому, что представляется идеальным, оставляю. Потом начинаю это петь вот в таком сыром виде сначала своим друзьям, близким, потом, может быть, немножечко пошире круг, а потом — на концертах. И через 10–15 выступлений сама собой выходит, выкристаллизовывается песня. То есть моя работа даже не кончается за письменным столом и с инструментом за магнитофоном — она продолжается еще дольше и почти никогда не завершается. И в этом, я думаю, прелесть авторской песни. Она дает возможность автору очень многое менять: текст, музыку, ритм, в зависимости от аудитории. Ты чувствуешь «шестым» чувством, может быть, даже подсознанием, атмосферу в зале и в зависимости от этого всегда по-другому поешь песню. Вот в этом, мне кажется, особенность и отличие авторской песни от официальной, которую поют на сцене, которая делается несколькими людьми при поддержке большого оркестра. Авторская песня — очень живое (в этом смысле), подвижное дело, допускающее импровизацию.

 

   ...Обычно — и здесь и дома — спрашивают, сколько я написал всего песен. Честно говоря, не считал, но думаю, что теперь около тысячи. Из них я помню полностью штук триста. В остальных, может быть, буду путаться, если петь. Некоторые забыл совсем. Они стерлись из памяти, потому что того стоили, — значит, не были до конца доделаны либо не были хороши.

 

   Я помню первые свои вещи, потому что ими начинал, они мне дороги. В ответ на претензии, что это якобы песни уличные, дворовые, стилизация под блатные, могу сказать: они необычайно помогли в поисках упрощенной формы, манеры, которую я теперь приобрел, — разговорной, простой, доверительной. Манеры, в которой, мне кажется, должна исполняться авторская песня.

 

   Интересно рассказать про то, что тебя волнует и беспокоит в жизни, а им в зале необходимо это услышать. И если есть доверительная интонация, раскованная, свободная и непринужденная интонация — тогда получается контакт, который ставит авторскую песню выше официальной. Выше. Именно из-за того, что она — разговорна, что это — просто манера беседовать с людьми.

 

   Между песнями прежними и теперешними с точки зрения профессиональной особой разницы нет. Те были написаны в очень простой, упрощенной форме от первого лица, всегда от имени разных людей. Не из-за того, что через все это прошел, испытал на своей шкуре. Там 80 процентов моей фантазии и, самое главное, мое собственное отношение к людям, к событиям, о которых пою, мое собственное мнение, суждение о них. Поэтому имею право, думаю, говорить «я». Ну, еще потому, видимо, что я актер и в разное время играл разных людей и мне проще, чем другим, певцам-профессионалам, петь от имени какого-то другого человека, в его характере.

 

   Мои первые песни были написаны от имени уличных ребят, послевоенных таких компаний, которые собирались во дворах, в подворотнях. Очень много жизни было в московских дворах в то время: и танцевали, и играли в разные игры... Конечно, в этих песнях безусловно присутствует такая, — слово нехорошее, но точное — немножко заблатненная интонация. Но в них есть юмор и мое собственное к этому отношение с улыбкой. Поэтому я люблю очень эти песни. И еще одно достоинство. В них была «одна, но пламенная страсть». Если это любовь, то, значит, невероятная любовь и желание девушку никому не отдать, защищать до смерти. Если это поется человеком, который сидит где-то в тюрьме или в лагере, — тоже «одна, но пламенная страсть»: его желание выйти на свободу. И так далее. И конечно, есть элемент бравады, лихости какой-то, которая свойственна в общем всем молодым людям. То дань молодым моим годам и прежним послевоенным временам, которые все мы помним.

 

   Теперь песни стали, может быть, глубже, другие темы, другие проблемы — вероятно, человек повзрослел, начал задумываться о судьбах людей, страны, мира... Ну, в общем, как все люди, которые с возрастом начинают больше думать. Конечно, они переменились, эти песни: появился второй план, всегда — подтекст, видимо, больше образов. Я стал много общаться с поэтами, стал больше знать и читать настоящей прекрасной поэзии. Это произвело на меня впечатление. Я надеюсь, что не подражаю, просто появилось желание писать больше в художественных образах.

 

   Ну вот, может быть, и коряво, но все-таки я объяснил разницу между прежними и теперешними песнями.

 

   *Фрагменты этой съемки были использованы Э. Рязановым при подготовке телефильма «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Интервью Высоцкого итальянскому телевидению опубликовано в газете «Литературная Россия». 1987, № 46, 13 ноября.

 

 

МНЕ СКУЛЫ ОТ ДОСАДЫ СВОДИТ

 

   По всей видимости, в Италии Высоцкий продолжил работу над песней «Через десять лет», являющейся, по авторскому определению, второй серией песни «Москва — Одесса». Сегодня мы знакомим читателей с еще не печатавшимся у нас стихотворением, публикуемым по черновым наброскам.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки, экслибрисы и др.), Vladimir Vysocki. Журнал «Турист», 1990 г. «Владимир Высоцкий: Италия, Рим». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор». Сканирование и публикация — В. Белко, распознавание текста — Ю. Сова.Мне скупы от досады сводит:

Мне кажется который год,

Что там, где я, — там жизнь проходит,

А там, где нет меня, — идет.

 

А дальше — больше, — каждый день я

Стал слышать злые голоса:

«Где ты — там только наважденье,

Где нет тебя — все чудеса.

 

Ты только ждешь и догоняешь,

Врешь и боишься не успеть,

Смеешься меньше ты, и, знаешь,

Ты стал разучиваться петь!

 

Как дым твои ресурсы тают,

И сам швыряешь все подряд, —

Зачем?! Где ты — там не летают,

А там, где нет тебя, — парят».

 

Я верю крику, вою, лаю,

Но все-таки, друзей любя,

Дразнить врагов я не кончаю,

С собой в побеге от себя.

 

Живу, не ожидаю чуда,

Но пухнут жилы от стыда, —

Я каждый раз хочу отсюда

Сбежать куда-нибудь туда...

 

Хоть все пропой, протарабань я,

Хоть всем хоть голым покажись —

Пустое все, — здесь — прозябанье,

А где-то там — такая жизнь!..

 

Фартило, мне. Земля вертелась,

И, взявши пары три белья,

Я — шасть! — и там. Но вмиг хотелось

Назад, откуда прибыл я.

 

1979

 

 На фото справа: В перерыве между съемками кинофильма «Хозяин тайги», 1968 год. (Из архива дирекции музея В. Высоцкого. Публикуется впервые.)

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::