Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[23.01.1988]   Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ...

Газета «Комсомольская правда», 23 января, 1988 г.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве. Газета «Комсомольская правда», 23 января, 1988 г., публикация А. Амлинского  «Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ…». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район.    Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ...

 

    В эти дни Владимиру Высоцкому исполнилось бы 50 лет

 

    Николай ДУПАК,

    директор Театра на Таганке

 

    Высоцкому повезло. Зерно его таланта попало в очень хорошую почву. Ведь вокруг театра сразу возникло некое поле духовности. Здесь царила атмосфера творчества. Художественный совет состоял из людей одаренных и наделенных одним удивительным чувством — чувством новизны.

 

    Друзьями Таганки стали Самойлов, Слуцкий, Евтушенко, Вознесенский, Трифонов, Эрдман — список можно продолжать до бесконечности.

 

    Постоянно проходили вечера, встречи, обсуждения. Высоцкому такой микроклимат был необходим, как воздух. Весь он, как стрелка компаса, был нацелен на работу. Не сидел ни минуты. Только перерыв в репетициях — сразу берет гитару и начинает что-то сочинять, наигрывать.

 

    Он стал писать песни для спектаклей. Сперва это были «Павшие и живые», «Десять дней, которые потрясли мир». Потом уже ни один спектакль не выходил без песен Высоцкого.

 

    Даже когда он не был занят на сцене, все время был и театре, помогал, думал. Приходит ко мне однажды и говорит:

 

    — У мамы на работе меняют двери. Старинные снимают, новые вешают. Поехали, посмотрим для театра.

 

    Потом эти двери сыграли свою роль и в «Преступлении и наказании», и в «Мастере и Маргарите».

 

    Володя очень хотел, чтобы скорее построили новое здание. Выступал на бесчисленных концертах. Задерживаются металлоконструкции — едем в Видное, не привезли кирпич — в Загорск. Делал это всегда с удовольствием. Безотказный был человек.

 

    Помню, как рыли траншеи под коммуникации. Работали часто ребята, студенты-добровольцы. Он приходил, садился на бруствер, пел им песни, а потом и сам брал в руки лопату.

 

    Володя часто расспрашивал о войне. Вообще к войне у него было особое отношение.

 

    Однажды пришел я с мороза. Сижу, растираю раненую ногу. Он входит в кабинет, спрашивает, в чем дело. Через некоторое время привез мне из-за границы теплые ботинки. Это не был жест, это было настоящее человеческое участие. Вообще было ощущение родства. Актеры — народ сложный, бывает, и нахамят. С ним такого никогда не было, во всяком случае по отношению ко мне. Говорю это без прикрас.

 

    Хочется вот еще о чем сказать, особенно сегодня, в канун юбилея. Все ринулись вспоминать о Володе. Думаю, надо иметь моральное право рассказывать о нем, публиковать.

 

    И еще. Во всем хорошо чувство меры. Но наш народ так устроен, что ни в чем не знает удержу — ни в хуле, ни в похвале. Кроме того, сейчас появилось много такого, что вообще не должно было появляться. Каждый человек не ангел. Володе было свойственно все человеческое. Но есть вещи, запретные для постороннего глаза. Нельзя вваливаться в шубе в операционную. Не случайно многие известные люди завещают обнародовать свои дневники, письма только по прошествии десятилетий. Это право должно свято оберегаться. Большой талант весь растворен в своем творчестве. Высоцкий остался в песнях и сценических образах, в них он высказал все самое сокровенное, важное. В них вся его жизнь. Тем, кто хотел бы узнать о нем побольше, надо только прислушаться.

 

 

    Альберт МКРТЧЯН,

    кинорежиссер

 

    С Владимиром Высоцким я познакомился на актерских пробах к фильму «Земля Санникова». Тогда мы пригласили его исполнить роль одного из героев фильма — Крестовского. Эта роль молодого гусара, поэта, певца, фаталиста, который, не моргнув глазом, пойдет на смерть ради своих принципов. Благородный и романтичный Крестовский импонировал личности Высоцкого.

 

    Сценарий и роль Высоцкому очень понравились, он увлекся этой идеей и даже написал две песни, которые должен был петь его герой Крестовский. Первая песня называется «Капитана в тот день называли на ты», а вторая хорошо всем известная песня «Чуть помедленнее, кони». Высоцкий как будто чувствовал исход и просил нас не снимать его актерскую кинопробу на пленку, «потому что найдутся оппоненты», которые придерутся к этим кинопробам. Мы уговорили его на другой оригинальный вариант. Наш фотограф Игорь Гневашев снял его в момент исполнения песни в костюме Крестовского, эти фотографии мы сняли на экране, подложили музыку и слова песни «Капитана в тот день называли на ты».

 

    Когда мы представили эти кинопробы, на большом худсовете к/с «Мосфильм» было какое-то замешательство.

 

    — Он вам не подходит, вы меня поняли? — сказали нам тогда спокойным и безапелляционным тоном, давая понять, что разговор окончен и это стало решением художественного совета. И как обычно бывает в съемочных группах, мы очень спешили в экспедицию, сроки подгоняли. Мы настолько были убеждены, что сможем утвердить всех актеров, как наметили, что даже заранее купили билеты на поезд, который отправлялся на следующий вечер в Ленинград. Высоцкий собирал чемодан, не подозревая о последних событиях.

 

    Узнав обо всем, Высоцкий очень огорчился и сказал, что все это он предвидел, просил меня повременить со съемками. Три дня по разным причинам мы откладывали начало съемок на Финском заливе. Вся группа ждала вестей из Москвы. На третий день Высоцкий позвонил и сказал, что все его старания тщетны.

 

    Прошло уже много времени, и когда я сейчас пишу об этом, невольно вспоминаю слова из песня Володи Высоцкого, написанной для нашего фильма:

 

До чего ж вы дошли?

Значит что, мне уйти?

Если был на мели, дальше

нету пути?

Разомкните ряды, все же

мы корабли,

Всем нам хватит воды,

Всем нам хватит земли

Этой обетованной,

желанной

И Колумбовой и

Магеллановой.

 

 

    Игорь СМИРНИТСКИЙ,

    рабочий

 

    Сейчас находится много людей, которые спешат причислить себя к друзьям Высоцкого, хотя при жизни были с ним мало знакомы, а то и вовсе ходили в его недоброжелателях.

 

    Владимир Семенович не был моим другом. Мы никогда не виделись. Но для меня, да и для сотен люден он был больше, чем друг, он был родной душой. Это был человек, с которым можно было действительно поговорить по душам.

 

    Все, что мы вполголоса обсуждали у нас в «курилке», все, что копилось на сердце: и горечь, и обида, и ярость, и грусть, да и радость тоже, — все это мог выразить Владимир Высоцкий.

 

    Я никогда не относился к нему, как к артисту или исполнителю. Даже странно. На одном из своих концертов он как-то сказал, что его часто спрашивают, не был ли он летчиком, подводником, шофером, не сидел ли? Говорил он это с юмором. Но мне кажется, он был и летчиком, и шофером, и рабочим... Это, наверное, особый талант  — быть всем, но оставаться самим собой.

 

 

    Вадим СНЕГИН,

    аспирант

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве. Газета «Комсомольская правда», 23 января, 1988 г., публикация А. Амлинского  «Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ…». Универсальная городская газета «ОДИН ФАКТ. Одинцовский фактор», г. Одинцово, Одинцовский район.    Помню, в пионерлагере на Оке местные ребята принесли на танцы магнитофон, старенькую такую «Весну». Пока у нас шли танцы, они сидели на спинке лавки в аллее рядом с эстрадой и, словно воробьи, сгрудившись, слушали свою кассету, как бы давая понять, что у них свое веселье, а у нас — свое. Из магнитофона доносился хриплый голос. Он пел что-то про «этапы» про «зевок», про ВОХРу.

 

    Так я впервые услышал Высоцкого. Это была одна из очень ранних его записей. Потом я узнал, что он совсем другой.

 

    Я всю жизнь рос без отца. Мне, как и любому мальчишке, не хватало мужского воспитания. В голосе Владимира Семеновича Высоцкого была эта мужская сила, напор. Его особая хрипотца, манера петь резко отличались от «блеянья», «ужимок и прыжков» кудрявых эстрадных певцов.

 

    У нас в школе учительница была ярая сталинистка. Высоцкий первый рассказал мне, другим ребятам правду о том времени. То, чего не было в школьных учебниках. Вообще он мне, тогда еще подростку, на многое открыл глаза. Мне нравилась его острая ирония, когда он пел о том, к чему все уже давно привыкли, что примелькалось.

 

    Высоцкий не был моим кумиром. Я понимал, что подражать ему глупо. Ведь он — Личность. Его песни учили быть личностью.

 

    Потом, когда я стал читать книги больших поэтов, я никогда не сравнивал их стихи с песнями Высоцкого. Не потому, что боялся сравнения. Просто Высоцкий — это и незабываемый голос, и манера, и «бедные» жесткие аккорды его гитары, которыми он мог так много выразить. Это и внешность крепко сбитого человека, который на сцене похож на цепкого боксера, что в ближнем бою никому не уступит. Все это и есть феномен Высоцкого, и одно неотделимо от другого.

 

    На фоне многих псевдоценностей Высоцкий выглядел удивительно настоящим, цельным. Думая о нем сегодня, я вспоминаю строчки другого поэта:

 

«И должен ни единой

долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и

только,

Живым и только — до

конца».

 

   Эти строчки любил повторять и он сам.

 

    Когда-то Владимир Семенович с грустной иронией пел о сроках, отпущенных поэтам. Он словно чувствовал и свою судьбу. Он, как планета, свет которой будет идти к нам через годы и десятилетия.

 

    Только не надо канонизировать Высоцкого, называть его именем пионерские дружины.

 

    Он сам этого не хотел.

 

__________________________________________________________________________

 

    Творческое наследие Владимира Высоцкого велико. Количество публикаций продолжает расти. Первый сборник — «Нерв» сразу же стал библиографической редкостью. В издательстве «Книга» в январе увидят свет стихи Высоцкого и воспоминания о нем, объединенные в сборник под названием «Я, конечно, вернусь...» В издательстве «Советский писатель» в работе находится большая книга стихов. Издательство «Физкультура и спорт» выпустило книгу «Четыре четверти пути», куда вошли стихи и воспоминания об артисте. Кроме того, в журнале «Нева» будет опубликована проза Владимира Семеновича.

 

    В юбилейные дни мы увидим и две новые пластинки из 17, объединенные в цикл. Две пластинки с записями песен уже разошлись массовым тиражом.

 

    И еще о том, что уже сделано и будет сделано, чтобы сохранить память об уникальной личности поэта и актера.

 

    По ЦТ транслировался телефильм Натальи Крымовой «Владимир Высоцкий». В январе по телевидению мы сможем посмотреть четырехсерийный фильм Эльдара Рязанова «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». В Киеве создана картина «Воспоминание».

 

    К премьере спектакля «Владимир Высоцкий» готовится и Театр на Таганке.

 

    В канун юбилея в клубах и домах культуры, в домах всех творческих союзов пройдут вечера памяти поэта. 24 января в Лужниках состоится концерт, весь сбор от которого будет перечислен в фонд будущего музея Высоцкого. Концерт проводит Советский фонд культуры.

 

    25 января на доме по Малой Грузинской улице в Москве, где жил артист, откроется мемориальная доска.

 

    Именем Высоцкого уже названы бульвар в Киеве и улица в Новосибирске.

 

    В 1987 году Владимир Семенович Высоцкий стал лауреатом Государственной премии СССР (посмертно).

 

 

    Публикацию подготовил А. АМЛИНСКИЙ

 

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::